Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по электрооборудованию - Основные характеристики аккумуляторов и аккумуляторных батарей

 

 

Основные характеристики аккумуляторов и аккумуляторных батарей.

ЭДС.

ЭДС аккумулятора представляет собой разность электродных потенциалов, измеренную при разомкнутой внешней цепи. Электродный потенциал при ра­зомкнутой внешней цепи состоит из равновесного электродного потенциала и потенциала поляризации. Равновесный электродный потенциал характеризует состояние электрода при отсутствии переходных процессов в электрохимиче­ской системе. Потенциал поляризации определяется как разность между потен­циалом электрода при заряде и разряде и его потенциалом при разомкнутой внешней цепи. Электродная поляризация сохраняется в аккумуляторе и при отсутствии тока после отключения на­грузки от зарядного устройства. Это связано с диффузионным процессом выравнивания концентрации электро­лита в порах электродов и пространст­ве аккумуляторных ячеек. Скорость диффузии невелика, поэтому затуха­ние переходных процессов происходит в течение нескольких часов и даже су­ток в зависимости от температуры электролита. Учитывая наличие двух составляющих электродного потенци­ала при переходных режимах, разли­чают равновесную и неравновесную ЭДС аккумулятора.

Равновесная ЭДС свинцового акку­мулятора зависит от химических и фи­зических свойств активных веществ и концентрации их ионов в электролите. На величину ЭДС влияет плотность электролита и очень незначительно темпе­ратура. Изменение ЭДС в зависимости от температуры составляет менее 3-10-4 В/град. Зависимость ЭДС от плотности электролита в диапазоне 1,05-1,30 г/см3 выглядит в виде формулы:

Е=0,84+р,

где £ - ЭДС аккумулятора, В:

р - приведенная к температуре 5°С плотность электролита, г/см3.

С повышением плотности электролита ЭДС возрастает (рис 2.19).

При рабочих плотностях электролита 1,07-1,30 г/смэ ЭДС не дает точного представления о степени разряженности аккумулятора, так как ЭДС разряжен­ного аккумулятора с электролитом большей плотности будет выше.

ЭДС не зависит от количества заложенных в аккумулятор активных матери­алов и от геометрических размеров электродов. ЭДС аккумуляторной батареи увеличивается пропорционально числу последовательно включенных аккуму­ляторов т:

Еаб=тЕ.

Плотность электролита в порах электродов и в моноблоке одинакова у акку­муляторов, находящихся в состоянии покоя. Этой плотности соответствует ЭДС покоя. Вследствии поляризации пластин и изменения концентрации электроли­та в порах электродов относительно концентрации электролита в моноблоке, ЭДС при разряде меньше, а при заряде больше ЭДС покоя. Основной причиной изменения ЭДС в процессе разряда или заряда является изменение плотности электролита, участвующего в электрохимических процессах.

Напряжение.

Напряжение аккумулятора отличается от его ЭДС на величину падения на­пряжения во внутренней цепи при прохождении разрядного или зарядного то­ка. При разряде напряжение на выводах аккумулятора меньше ЭДС, а при за­ряде больше.

Разрядное напряжение

Up = E- /р г= Е-Еп- /р-Го,

где £п - ЭДС поляризации, В; /р - сила разрядного тока. А; г- полное внутреннее сопротивление. Ом; г0 - омическое сопротивление аккумулятора, Ом.

Зарядное напряжение

U3 = E+ /3л=Е+Еп + /3г0,

где /3 - сила зарядного тока, А.

ЭДС поляризации связана с изменением электродных потенциалов при про­хождении тока и зависит от разности концентраций электролита между элект­родами и в порах активной массы электродов. При разряде потенциалы элект­родов сближаются, а при заряде раздвигаются. Изменением разности концент­раций электролита обусловлено нелинейное снижение напряжения на началь­ном участке b - с (рис. 2.20) разрядной характеристики Up = f(x).

clip_image010

При включении аккумулятора с начальной ЭДС Е0 на разряд происходит резкий спад напряже­ния на величину ди0 (участок а - b разрядной характеристики), равную паде­нию напряжения на омическом сопротивлении г0. Линейному участку с - d раз­рядной характеристики соответствует постоянная разность концентраций элек­тролита между электродами и в порах активной массы электродов. Уменьшение напряжения связано со снижением плотности электролита в моноблоке. На ли­нейном участке ЭДС поляризации име­ет максимальное значение ЕПт-

При постоянной силе разрядного то­ка в единицу времени расходуется оп­ределенное количество активных ма­териалов. Плотность электролита уменьшается по линейному закону (рис. 2.21, а).

clip_image012

В соответствии с изменением плотности электролита уменьшается ЭДС и напряжение аккумулятора. К концу разряда сернокислый свинец за­крывает поры активного вещества , препятствуя притоку электролита из сосуда и увеличивая электросопротивления электродов. Равновесие нарушается и напряжение начинает резко падать. Аккумуляторные батареи разряжаются только до конечного напряжения UK р, соответствующего перегибу разрядной характеристики Up=f(T). Разряд прекращается, хотя актив­ные материалы израсходованы не полностью. Дальнейший разряд вреден для аккумулятора и не имеет смысла, так как напряжение становится неустойчивым.

После отключения нагрузки напряжение аккумулятора повышается до значе­ния ЭДС, соответствующего плотности электролита в порах электродов. Затем в течение некоторого времени ЭДС возрастает по мере выравнивания концентра­ции электролита в порах электродов и в объеме аккумуляторной ячейки за счет диффузии. Возможность повышения плотности электролита в порах электродов во время непродолжительного бездействия после разряда используется при пу­ске двигателя. Пуск рекомендуется осуществлять отдельными кратковременны­ми попытками с перерывами в 1-1,5 мин. Прерывистый разряд способствует также лучшему использованию глубинных слоев активных веществ электродов.

В режиме заряда (рис. 2.21, б) напряжение U3 на выводах аккумулятора воз­растает вследствие внутреннего падения напряжения и повышения ЭДС при увеличении плотности электролита в порах электродов. При возрастании на­пряжения до 2,3 В активные вещества восстанавливаются. Энергия заряда идет на разложение воды на водород и кислород, которые выделяются в виде пу­зырьков газа. Газовыделение при этом напоминает кипение. Его можно умень­шить за счет снижения к концу разряда величины зарядного тока.

Часть положительных ионов водорода, выделяющихся на отрицательном электроде, нейтрализуются электронами. Избыток ионов накапливается на по­верхности электрода и создает перенапряжение до 0,33 В. Напряжение в конце заряда повышается до 2,6-2,7 В и при дальнейшем заряде остается неизменным. Постоянство напряжения в течение 1-2 ч заряда и обильное газовыделение яв­ляются признаками конца заряда.

После отключения аккумулятора от зарядного устройства напряжение падает до значения ЭДС, соответствующе­го плотности электролита в порах, а затем снижается, пока выравниваются плотности электролита в порах пла­стин и в аккумуляторном сосуде.

Напряжение на выводах аккумуля­торной батареи при разряде зависит от силы разрядного тока и температуры электролита.

При увеличении силы разрядного тока 1р напряжение снижается быст­рее (рис. 2.22, а) вследствие большей разности концентраций электролита в аккумуляторном сосуде и в порах электродов, а также большего внут­реннего падения напряжения в бата­рее.

clip_image014

Все зто приводит к необходимости более раннего прекращения разряда батареи. Во избежание образования на электродах крупных нерастворимых кристаллов сульфата свинца разряд батарей прекращают при конечном на­пряжении 1,75 В на одном аккумулято­ре при 20-часовом номинальном ре­жиме. В стартерном режиме разряда током силой ЗС20 при температуре 25°С UK р = 1,5 В, а при температуре - 18°С UK р = 1 В.

При понижении температуры увели­чивается вязкость, удельное электро­сопротивление электролита и умень­шается скорость диффузии электро­лита из аккумуляторного сосуда в по­ры активных веществ электродов. По­этому разрядные характеристики UP = f(x) проходят ниже (рис. 2.22, б, в). При температурах от -40 до -10°С сопро­тивление электролита в 2-3 раза

больше, чем при температуре 25°С. На

рис. 2.23 показано изменение напряжения U30 на 30-й секунде разряда батареи емкостью 55 А-ч с изменением силы разрядного тока.

clip_image016

Среднее значение раз­рядного напряжения за время Тр

clip_image018

Внутреннее сопротивление.

Сопро­тивление аккумулятора склады­вается из сопротивления поляризации, электродов, электролита, сепараторов, межэлементных перемычек и других токоведущих деталей. Сопротивление электродов и токоведущих деталей мало изменяется с изменением температуры.

Полным внутренним сопротивлением аккумулятора принято называть сопро­тивление, оказываемое прохождению через аккумулятор постоянного разряд­ного или зарядного тока:

clip_image020

где гп - сопротивление поляризации.

Сопротивление поляризации уменьшается с увеличение силы тока и возрас­тает с понижением температуры (рис. 2.24).

clip_image022

Омическое сопротивление аккуму­лятора складывается из сопротивле­ний электродов, электролита, сепара­торов, межэлементных перемычек и других токоведущих деталей.

Сопротивление электродов и токове­дущих деталей мало изменяется с изме­нением температуры. Рост внутреннего сопротивления аккумуляторной батареи с понижением температуры (рис. 2.25) связан, в основном, с увеличением со­противления электролита (рис. 2.26, 2.27 и табл. 2.2) и пропитанных электро­литом сепараторов (рис. 2.28). При тем­пературах от -40 до -10°С сопротивле­ние электролита в 2-3 раза больше, чем при температуре 25°С.

clip_image024

clip_image026

clip_image028

Удельное электросопротивление электролита с увеличением концентрации раствора серной кислоты до определенного уровня снижается, а затем возрас­тает. Так, минимальное удельное электросопротивление 1,33 Ом-см при темпе­ратуре 20°С наблюдается у раствора серной кислоты с концентрацией 30,6%. При дальнейшем увеличении концентрации (или плотности) восстанавливают­ся ионные связи, скорость диссоциации уменьшается, токопроводящих ионов становится меньше и электросопротивление электролита увеличивается.

Начальная концентрация электролита заряженных свинцовых аккумулято­ров обычно составляет 35-42%, т.е. несколько больше концентрации, при ко­торой электросопротивление минимально. Это связано, прежде всего, с необ­ходимостью обеспечения запаса серной кислоты, требуемого для разряда.

Учитывается также снижение концен­трации серной кислоты в электролите в процессе разряда. Слишком малая концентрация электролита в конце разряда ведет к росту внутреннего со­противления, более быстрому паде­нию разрядного напряжения и, как следствие, снижению разрядной ем­кости. Ограничения по повышению концентрации серной кислоты в элек­тролите связаны с ускоренной пасси­вацией электродов при разряде и в процессе хранения аккумуляторов с электролитом.

Сопротивление сепараторов зави­сит от их толщины, пористости и со­противления электролита в порах. Материал и конструкция сепараторов играют особо важную роль при разря­де аккумуляторной батареи стартерными токами в условиях низких тем­ператур.

Омическое сопротивление решеток электродов толщиной 1,5-2 мм нахо­дится в пределах 1,8-2,3 мОм. Губча­тый свинец отрицательных электро­дов имеет удельное электросопроти­вление 1,83-10"* Ом-см, а двуокись свинца положительных электродов - 74-Ю-' Ом-см. Электросопротивление решеток электродов стартерных ба­тарей толщиной 1,5-2,6 мм находится в пределах 1,8-3,0 мОм. В заряжен­ном состоянии сопротивление отри­цательного электрода составляет 62- 70%, а положительного - 92-98% со­противления решеток. В процессе разряда на электродах откладывает­ся сульфат свинца с удельным сопротивлением 1-Ю7 Ом-см, и сопротивление электродов приближается к сопротивлению решеток.

Распределение сопротивления и соответственно потерь напряжения (рис. 2.29) по элементам внутренней цепи аккумуляторной батареи зависит от многих факторов.

clip_image030

В начале стартерного разряда при температуре -18°С сопротивление пластин и токоведущих деталей приблизительно составляет 20-30%, электро­лита и сепараторов - 34-48%, сопротивление поляризации - 32-45% от сум­марного внутреннего сопротивления батареи. С понижением температуры доля сопротивления поляризации, электро­лита и сепараторов возрастает.

Сопротивление заряженных стартерных аккумуляторов и даже бата­реи последовательно соединенных аккумуляторов составляет от не­скольких тысячных до нескольких со­тых долей ома. Сопротивление уменьшается с увеличением числа параллельных электродов в полубло­ках, т.е. с увеличением емкости акку­муляторной батареи. В процессе раз­ряда в результате химических реак­ций на пластинах образуется плохопроводящий сульфат свинца. Плот­ность электролита снижается от 1,22 - 1,30 до 1,06-1,14 г/см3. Поэтому сопротивление разряженной аккумулятор­ной батареи выше.

Емкость.

При разряде и заряде аккумулятор отдает во внешнюю цепь или получает от зарядного устройства определенное количество электричества.

Количество электричества, отдаваемое аккумуляторной батареей в пределах допустимого разряда, называют разрядной емкостью:

clip_image032

где т3 - продолжительность заряда.

Разрядная емкость зависит от количества заложенных в аккумуляторе ак­тивных материалов и степени их использования. Количество активных матери­алов в стартерных аккумуляторных батареях даже при номинальных разрядных токах в 2-3 раза превышает теоретически необходимое. Полное использование заложенных в батареи активных материалов невозможно, так как обеднение электролита в порах и резкое снижение напряжения происходит раньше, чем израсходуются внутренние слои пористых активных веществ электродов и сер­ная кислота электролита в моноблоке.

Коэффициент использования активных материалов свинцового аккумулятора зависит от условий разряда. Его снижение происходит при увеличении плотно­сти разрядного тока и понижении температуры. При длительных режимах раз­ряда свинцовых аккумуляторов в течение 20-50 ч использование активных ма­териалов составляет 50-60%, тогда как при коротких стартерных разрядах - 5-10%. С увеличением электропроводности электролита, пористости активных веществ, с уменьшением толщины электродов и плотности тока использование активных материалов выше.

При равных значениях начальной и конечной пористости лучше используется активное вещество положительных электродов.

При высоких плотностях активного вещества имеют место неравномерное распределение поляризации по толщине электродов и замедление процесса по­ступления серной кислоты в зоны реакции. Вследствие закупорки пор сульфа­том свинца, разрядный процесс протекает в основном на наружной поверхности электродов, где плотность тока может быть более чем в 10 раз выше ее значе­ния в толще активного вещества.

Неполное (на 60-65%) использование активных веществ при малых плотно­стях разрядного тока связано с изоляцией отдельных участков пористого веще­ства электродов сульфатом свинца и. как следствие, отсутствием единого электронопроводящего каркаса электрода.

6 аккумуляторах, предназначенных для работы в стартерных режимах разря­да, использование активных материалов и отдача по емкости могут быть повы­шены за счет снижения толщины электродов.

Емкость аккумулятора определяется суммарной емкостью электродов. При стартерных разрядах емкость, как правило, уменьшается из-за пассивации отри­цательного электрода. Особенно это характерно для низких температур. При длительных режимах разряда влияние обоих типов разнополярных электродов на отдачу батареи по емкости соизмеримо. При длительных режимах разряда поло­жительный электрод может лимитировать отдачу по емкости, если запас элект­ролита недостаточен. Причиной ограничения емкости положительным электро­дом при коротких режимах разряда может быть замедление диффузии электролита в поры активного вещества. Использование активных материа­лов зависит от конструкции электро­дов, материала сепараторов, плотно­сти и температуры электролита, силы тока и режима разряда (прерывистый, непрерывный, ступенчатый). Разрядная емкость уменьшается с увеличением разрядного тока, так как большее количество и более плотная масса сульфата свинца откладывается на поверхности электродов, изолируя активное вещество от контакта с электролитом (рис. 2.34 - 2.36). Ис­пользование активных веществ при большой силе тока составляет 5-10%.

clip_image034

Разрядная емкость уменьшается также с понижением температуры. При низких температурах увеличива­ется вязкость электролита и замедля­ется скорость поступления серной ки­слоты в поры активных веществ. Нап­ряжение разряда падает быстрее и большая часть активного вещества остается неиспользованной. Напря­жение аккумуляторной батареи с по­нижением температуры падает также вследствие замедления электролити­ческой диссоциации и уменьшения ионной проводимости электролита. При малой силе тока до 0,1 С20 А и температурах выше 0°С снижение ем­кости на 1°С приводит к уменьшению разрядной емкости на 0,6-0,7%. При низких температурах (ниже 0°С) в стартерных режимах разряда сниже­ние емкости на 1°С достигает 2%. Свинцовые аккумуляторные батареи работоспособны при стартерных раз­рядах до температуры -(30-35)°С. Степень снижения емкости с уменьшением температуры меньше при использо­вании электролита с большей концентрацией серной кислоты.

clip_image036

Разрядная емкость может быть увеличена за счет пористой структуры элект­родов. При разряде пористость уменьшается, так как удельный объем сульфата свинца больше удельных объемов губчатого свинца (в 2,68 раза) и диоксида свин­ца (в 1,86 раза). Уменьшение сечения пор при разряде затрудняет проникновение серной кислоты в поры электродов и ограничивает использование активных ма­териалов, особенно при разряде большими токами. Активную поверхность элект­родов увеличивают, устанавливая большее число электродов меньшей толщины.

Так как разрядная емкость зависит от условий разряда, номинальной для стартерных свинцовых аккумуляторных батарей емкостью, гарантируемой за­водом-изготовителем, считается емкость 20-часового режима разряда. Разряд батарей при испытании на емкость 20-часового режима разряда проводят не­прерывно током силой 1р=0,05С20 А до конечного разрядного напряжения на клеммах 5,25 В у 6-вольтовой и 10,5 В у 12-вольтовой батареи. Температура электролита при разряде должна находиться в интервале от 18 до 27°С.

Емкость вычисляют по формуле:

С{=0,05Сготр,

где Cf - емкость, отданная батареей в пределах допустимого разряда, А-ч; tp - продолжительность разряда до конечного разрядного напряжения, ч.

Полученную емкость Ct приводят к емкости при температуре 25°С:

clip_image038

Перед проверкой на емкость 20-часового режима батарею полностью заря­жают. Заряд проводят током силой 13=0,1С20 А до напряжения не менее 2,4 В на каждом аккумуляторе, после чего ток уменьшают на 50% от первоначального и доводят до состояния полного заряда. Заряд проводят до достижения обильно­го газовыделения и постоянства напряжения и плотности электролита в тече­ние 2 ч, после чего при непрекращающемся заряде корректируют плотность электролита в аккумуляторах до (1,28±0,01) г/см3 при 25°С и уровень электро­лита в соответствии с технической документацией по эксплуатации. Заряд при температуре, превышающей 45°С, не допускается.

Необслуживаемые батареи заряжают при температуре окружающей среды (25±5)°С при постоянном напряжении (14,4±0,1) В не менее 24 и не более 30 ч, причем сила тока не должна превышать l3=0,05C20 А.

Емкость батарей, определяемая при 20-часовом режиме разряда не позже четвертого цикла, должна быть не менее 95%, а необслуживаемых - 100% от номинального значения.

Важным для эксплуатации показателем является «резервная емкость». По этому показателю можно оценивать способность аккумуляторной батареи обес­печить необходимый минимум электрической нагрузки на автомобиле в случае выхода из строя генератора. Минимум электрической нагрузки складывается из токов, потребляемых системами зажигания и освещения, стеклоочистителем контрольно-измерительными приборами в режиме движения «зима, ночь», и составляет величину порядка 25 А.

Резервная емкость определяется временем разряда в минутах полностью за­ряженной батареи при температуре (27±5)°С током силой (25±0,25) А до конеч­ного напряжения на аккумуляторе, равного 1,75 В. Нормативный показатель «резервная емкость» обеспечивает большее соответствие режима испытания батареи условиям эксплуатации ее на автомобиле.

Характеристики стартерного разряда аккумуляторной батареи удобно оцени­вать по силе тока холодной прокрутки. Он представляет собой максимальный разрядный ток, который батарея может обеспечить при температурах -18°С и -29°С в течение 30 с, сохраняя напряжение не менее 1,2 В на каждом аккуму­ляторе (7,2 В в случае 12-вольтовой батареи). Показатель «ток холодной про­крутки» позволяет упростить подбор аккумуляторной батареи для автомобилей на стадии их проектирования: определив силу тока, потребляемую электро­стартером при пуске двигателя, можно подобрать батарею из условия, чтобы эта сила тока не превышала силу тока холодной прокрутки.

Степень разряженности.

Разряженность батареи по величине измеренной плотности определяют с уче­том начальной плотности электролита полностью заряженной батареи в соот­ветствующем климатическом районе (табл. 2.6).

clip_image040

clip_image042

Ориентировочно состояние заряженности батареи можно определить из условия, что при изменении на 0,01 г/см3 плотности электролита происходит изменение степени заряженности примерно на 6,25% (при сроке службы до 75% от установленного для батареи).

Плотность электролита измеряют денсиметром 3 (рис. 2.49, а), помещенным в сте­клянной пипетке 2, или плотномером (рис. 2.49, б). При измерении плотности полость пипетки 2 или плотномера заполняется электролитом из аккумулятора с помощью груши 1. Плотность электролита отсчитывают по делению шкалы денсиметра, кото­рое устанавливается на уровне поверхности электролита. Цена деления шкалы ден­симетра 0,01 г/см3. Денсиметр не должен касаться стенок пипетки. Точность пока­заний денсиметра повышается, если пе­ред измерением 2-3 раза наполнить пи­петку электролитом и вылить его. При использовании плотномера плотность определяют по последнему из всплыв­ших поплавков 7, против которого на прозрачном корпусе 6 находится надпись с большим значением плотности. Чтобы учесть температурную поправку, одновременно с измерением плотности pj измеряют температуру электролита t3n. Для приведения плотно­сти к температуре 25°С используют график на рис. 2.50.

clip_image044

Аккумуляторные батареи, степень разряженности которых больше 50% летом и 25% зимой, необходимо снять с эксплуатации и зарядить в стационарных ус­ловиях.

 

Подготовка аккумуляторных батарей к эксплуатации.

Аккумуляторные батареи в сухозаряженном исполнении выпускаются без элек­тролита. По согласованию с потребителем допускается поставка несухозаряженных батарей, а также батарей, залитых электролитом и полностью заряженных.

Электролит готовят из серной кислоты и дистиллированной воды. Концентри­рованная серная кислота представляет собой прозрачную жидкость без цвета и запаха с плотностью 1,83 г/см3 и содержанием в ней чистой серной кислоты 94%. Точка кипения ее - 33°С.

Температура заливаемого в аккумуляторы электролита не должна выходить за пределы 15 - 30°С. В зависимости от климатических районов эксплуатации батареи заливают электролит различной плотности

Батарея готова к эксплуатации, если через 0,3 - 2 ч плотность залитого электролита снижается не более, чем на 0,03 г/см3. В противном случае бата­рею необходимо подзарядить. Температура электролита не должна быть выше 35°С при подключении батареи к зарядному устройству и 45°С в процессе под- заряда. Если в конце заряда плотность отличается от нормы, ее корректируют добавлением дистиллированной воды или раствора серной кислоты плотно­стью 1,4 г/см3.

Таблица 2.5. Температура замерзания электролита различной плотности

Плотность

Температура

Плотность

Температура

электролита, г/см3.

замерзания, °С

электролита, г/см3,

замерзания, "С

при температуре 25°С

при температуре 25°С

1,09

-7

1,24

-50

1,12

-10

1,26

-58

1,14

-14

1,29

-66

1.16

-18

1,30

-68

1,18

-22

1,40

-36

Допускается установка на автомобиль сухозаряженной батареи после 20-ми­нутной пропитки электролитом, если батарея находилась на хранении больше года, а температура заливаемого электролита не превышала 15°С. Однако при первом перерыве в работе автомобиля рекомендуется батарею полностью за­рядить и довести плотность электролита до нормы.

Большинство сухозаряженных батарей, которые хранились со дня изготовле­ния меньше года, не требуют подзаряда при подготовке к эксплуатации. При сроках хранения, больших 1 года, батареи необходимо зарядить. При вводе в эксплуатацию необходимо также заряжать и несухозаряженные батареи.

Сухозаряженные батареи, хранившиеся при отрицательных температурах до -30°С, при необходимости срочного ввода их в действие можно заполнять подогретым электролитом с температурой +(40±2)°С и плотностью (1,27±0,01) г/см3. Такой электролит готовят в следующей последовательности. Во-первых, заранее приготавливают электролит плотностью 1,20-1,21 г/см3 при температуре 15СС

(0,245 дм3 концентрированной серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 на 1 л ди­стиллированной воды) и затем оставляют его на хранение в отапливаемом по­мещении. Перед заливкой в холодную батарею к 1 л заранее приготовленного электролита плотностью 1,20-1,21 г/см3 доливают 0,13 литра серной кислоты плотностью 1,83 г/см3, получая электролит плотностью 1,26-1,28 г/см3 и с тем­пературой 40°С. Подогретый электролит заливают в батарею, которую выдер­живают в течение 1 ч и устанавливают на транспортное средство, если срок хранения батареи менее 1 года. При большем сроке хранения проверяется плот­ность электролита и в случае ее снижения на 0,03 г/см3 батарею подзаряжают.

Батареи, срок хранения которых без электролита превысил установленные инструкциями по эксплуатации сроки (3 и 5 лет), после пропитки электролитом должны быть полностью заряжены в номинальном режиме током силой 0,05 clip_image046.