Контроль за процессом заряда, определение конца заряда, корректировка плотности электролита.
Во время заряда температура электролита не должна превышать 40° С. При температуре электролита 40° С зарядный ток должен быть снижен до значения, обеспечивающего указанную температуру. В конце заряда плотность электролита, приведенная к плотности электролита при температуре 20°С, должна быть (1,205±0,005) г/см3. Между окончанием заряда и началом разряда должен быть перерыв от 0,5 до 3,0 ч.
Заряд проводят током величиной 1/10 от номинальной емкости при температуре электролита не выше 30°С в условиях холодного и умеренного климата и не выше 35°С в условиях жаркого и теплого климата,
Подзарядка батареи ведется до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах (аккумуляторы «кипят») и в течение 2 ч напряжение и плотность электролита останутся постоянными.
Во время подзарядки периодически через каждые 2 ч нужно проверять напряжение, плотность и температуру электролита и следить, чтобы температура не поднималась выше 45 °С (в жаркой и тепловлажной зоне до 50°С). В этом случае нужно уменьшить вдвое зарядный ток на время, необходимое для снижения температуры до 30—35° С, или временно отключить зарядное устройство для охлаждения электролита до 30°С.
Степень заряженности аккумулятора определяется измерением величины плотности электролита. Плотность электролита измеряется ареометром. При замере плотности к показаниям ареометра следует прибавить или отнять температурную поправку, которая равна 0,01 г/см3 на каждые 15 °С, для уточнения реального состояния электролита по отношению к положенному согласно плотностям по климатическим зонам.
В конце подзарядки, если плотность электролита с учетом температурной поправки будет отличаться от нормы для данной климатической зоны, проводится корректировка плотности электролита доливкой дистиллированной воды при плотности выше нормы и доливкой кислоты плотностью 1,4 г/см3, когда она ниже нормы. После корректировки заряд нужно продлить на 30 мин для полного перемешивания электролита.
Окончательно замер уровня электролита проводится через 30 мин после конца подзарядки. Если уровень ниже нормы, то в аккумулятор добавляют электролит такой же плотности, которая должна быть при полностью заряженном аккумуляторе, при избытке излишек отбирается резиновой грушей.
При длительном перезаряде батареи происходит электролиз воды электролита на кислород и водород. Кислород сильно окисляет решетки положительных пластин и этим вызывает их разрушение. Одновременно при перезарядке в порах активной массы пластин накапливается большое количество газов кислорода и водорода, которые увеличивают давление в порах, это вызывает разрыхление и выкрашивание активной массы. Разрушение пластин вызывает уменьшение емкости батареи и короткое замыкание разноименных пластин. Характерным признаком перезарядки является сильное газовыделение (кипение) из электролита и быстрое уменьшение его уровня.
Корректировку плотности проводят в конце подзарядки, когда происходит хорошее смешение электролита из-за бурного газовыделения. Корректировку проводите в следующей последовательности:
В конце подзарядки замеряют температуру и плотность электролита: уровень электролита должен быть нормальным, не превышать верхний край сепараторов или предохранительного щитка на 10—15мм;
- если плотность оказалась выше требуемой, то предварительно отобрав из аккумулятора электролит, необходимо долить дистиллированную воду;
- если ниже требуемой, то долить раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3.
После проведения всех операций по отбору-доливке и надежного перемешивания плотность электролита должна отличаться от требуемой с точностью ±0,07 г/см3.