Cмотрите так же... |
---|
Шпаргалки по предмету: История дизайна |
Арт-Деко. Франция |
Виды дизайна |
Проблемы художественно-промышленных образов начала 20 века |
All Pages |
Стилевые направления в европе. Формообразование перед 2 мировой Войной
20-е и 30-е годы были в Европе и в США временем, полным противоречий. На первый план в экономике стало быстро выдвигаться машинное производство, а первая мировая война навсегда изменила структуру общества и общечеловеческих ценностей. Война и последовавший за ней экономический кризис принесли с собой в Европу массовую безработицу, бедность и жилищные проблемы. Несмотря на это, финансовая элита продолжала вести свой привычный образ жизни, купаясь в роскоши, ставя в центр общественной жизни культуру, общение, спорт и лихорадочные поиски удовольствий. Вторым после Парижа культурным и экономическим центром Европы становится столица Германии Берлин.Двадцатые годы знамениты своей музыкой - джазом. Это время часто называют "Эпохой джаза". Вместе с музыкой из США в Европу пришли американские танцы и фильмы. Влияние фильмов, особенно голливудского образца, с их дорогостоящим оформлением исторических, танцевальных фильмов и фильмов-ревю распространялось на весь образ жизни, моду, дизайн и вопросы морали. Развитие коммуникаций, появление новых видов транспорта постоянно выдвигали перед формообразованием новые задачи: проектирование первоклассных лайнеров, дирижаблей и самолетов, шикарных отелей, кинотеатров и торговых домов.
При этом к оформлению таких новых радиотехнических изделий, как радиоприемники, телефонные аппараты, первые телевизоры, предъявлялись такие же высокие требования, как к рекламе, упаковке новинок косметики, предметов роскоши, парфюмерным флаконам, сигаретным коробкам. Это было не только время социального жилищного строительства, но и больших творцов моды Коко Шанель и Дж. Ланвин. Они стилизовали современную жизнь, как итальянские футуристы красоту скорости. Формообразование создавало не только символы рациональности и прогресса, но и символы экономической и политической власти. Женщины освободились от уз викторианской морали и стали принимать участие в раскованных ритуалах современной жизни наравне с мужчинами. Женщина за рулем автомобиля, изображенная на многочисленных плакатах, созданных лучшими художниками, такими как Тамара де Лемпицка, стала символом наступившего века. Одной из острейших проблем Европы после первой мировой войны был дефицит жилой площади: беднейшие слои населения, хлынувшие на заработки в города, нуждались в доступном жилье. Особо остро жилищная проблема стояла в Германии.
Создание недорогого жилья стало основной целью архитектуры авангарда Германии межвоенного времени. Во Франкфурте под руководством Эрнста Мая была начата реализация программы жилищного строительства. Ее целью было создание «квартиры-минимум», существование в которой должно было быть настолько дешево, насколько это вообще возможно. В рамках этой программы архитектор Ф. Краммер спроектировал в 1925-26 гг. специально для малогабаритных помещений недорогие и практичные бытовые приборы, легкую вариабельную мебель из фанеры.
Настоящую революцию в жилищном строительстве произвела архитектор из Австрии Грете Шютте-Лихоцки, создав в 1927 году свою знаменитую модель "Франкфуртской кухни".
Шютте-Лихоцки считала, что традиционные кухни занимают много пространства, из-за чего стоимость квартиры значительно возрастает. Грете занялась скрупулезным анализом всех рабочих процессов, происходящих на кухне, тщательно измеряя все необходимые при этом движения домохозяйки и затрачиваемое на них время. Еще в 1921 году Шютте-Лихотцки писала: "Нужно просчитать каждый взмах руки и необходимое для этого время замерить секундомером; продумать все до миллиметра. Затем сопоставить данные, высчитать, нельзя ли сократить требуемые сегодня на определенную операцию десять движений до восьми и т. д.". Результатом исследований и экспериментов Грете стало исключительно удобное и практичное рабочее пространство на минимальной площади (1,87x3,44 м). Принципу функциональности подчинялось и цветовое решение Франкфуртской кухни. Бежевые цвета кафельной плитки, мебельных ручек, торцов столешниц сочетались с глубокими синими цветами поверхностей мебельного гарнитура. Специальными исследованиями было установлено, что эти цвета отпугивают мух. Франкфуртская кухня стала первым прототипом современной кухни. Предложенные Шютте-Лихотцки встроенная мебель и оборудование, принципы эргономичности, функциональности и рационального использования пространства являются в проектировании современного кухонного оборудования основополагающими. имела не только практическую, но и идеологическую подоплеку. В своей творческой деятельности она стремилась к новому социальному обустройству, к раскрепощению женщины. Ее новая кухня стала доступной самым бедным слоям населения, создавала достойные условия жизни, и призвана была избавить женшин от излишней работы, предоставляя им больше времени для самообразования и духовного развития. Франкфуртская кухня Шютте-Лихотцки стала своеобразным манифестом женской эмансипации.
В 1929 году в Берлине состоялась выставка «Дешевая и красивая квартира». Новой задачей стало создание высотного жилого дома как городского жилища с многофункциональными общественными пространствами, включая: кафе-бар, зоны ванной и места для занятий гимнастикой, место работы и настольных игр, книжную галерею. В 1930 году Вальтер Гропиус показал на Парижской выставке декоративного искусства проект таких многофункциональных пространств с большим количеством стекла, воздуха и света. Посредством новых материалов - стекла и стали, аскетичных техногенных предметных форм Гропиус стремился передать ощущение жизни современного индустриального города.
Простые аскетичные формы в начале 30-х гг. стали получать широкое распространение в организации интерьеров, символизируя новые прогрессивные отношения нарождающейся индустриальной эпохи, положение и вкусы интеллектуальной элиты общества- (функционализм). Кресла из стальных труб, которые проектировали Марсель Бройер, Людвиг Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и другие лидеры функционализма, как нельзя кстати подходили этому новому человеку, живущему в большом городе, и который в середине 20-х годов в период подъема перед мировым экономическим кризисом оценил сдержанную элегантность промышленных материалов. Интернациональный стиль
Новое формообразование, начатое в США Фрэнком Ллойд Райтом, в Европе - Адольфом Лоосом и Петером Беренсом, с середины 20-х годов сложилось в интернациональный язык форм в архитектуре и дизайне. Функциональные формы Баухауза стали «интернациональным стилем». Как и в архитектуре, в конце 20-х в проектировании мебели авторы тоже отказывались от декоративных орнаментов, пропагандируя ясность, прозрачность, элегантность и рациональность. Наряду с такими лидерами интернационального стиля, как Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Марсель Бройер, одним из протагонистов современности стал финский архитектор Алвар Аалто. Свои принципы свободного движения и элегантности Аалто воплотил в мебели из гнутой фанеры, которая в отличие от распространенной в то время мебели из металлических труб, создавала, по его мнению, ощущение большей теплоты (табуреты,кресла)