Cмотрите так же... |
---|
Шпаргалки по предмету: История дизайна |
Арт-Деко. Франция |
Виды дизайна |
Проблемы художественно-промышленных образов начала 20 века |
All Pages |
Проблемы художественно-промышленных образов начала 20 века
В процессе развития дизайна в странах на территории бывшего СССР может быть выделено три этапа: этап возникновения (20-е гг.); этап возрождения (60-е гг.); современный этап развития дизайна. В первые годы советской власти основными сферами массового приложения зарождающегося дизайна были: праздничное оформление, плакат, реклама, книжная продукция, оформление выставок, театр. В следующее десятилетие развития советского дизайна (1923—1932 гг.) осознанной задачей создания нового образа предметной среды на первый план выдвигается задача организации предметной среды с учетом общих процессов в сферах труда, быта и культуры. В 20-е гг. в советском дизайне формируются оригинальные творческие концепции В.Татлина, К.Малевича, А.Родченко, А.Веснина, Л.Поповой, В.Степановой, Л.Лисипкого, А.Экстер и других, создается школа подготовки дипломированных дизайнеров (производственные факультеты ВХУТЕМАСа), формируется профессионально-творческая модель дизайна и дизайнера. Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) были созданы в 1920г. В 1926г. был преобразован в институт ВХУТЕИН, который просуществовал до 1930г. В новом учебном заведении готовили «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». Художественное творчество трактовали как широкую сферу, включающую создание произведений пластического искусства, и художественно-ценных предметов быта и техники. Были созданы такие дисциплины, как «Пространство», «Объем», «Цвет», «Графическая конструкция на плоскости», так называемая «Пропедевтика». Профессионализм дизайна базируется на решении трех основных взаимосвязанных проблем. Первая из них – это выявление научных предпосылок дизайнерского творчества, раскрытие природы и специфики многогранной дизайнерской деятельности на основе всестороннего системного анализа взаимосвязей дизайна с архитектурой, техникой и искусством путем рассмотрения феномена дизайна в системе культуры с ее подсистемами – сферами духовной, материальной и художественной культуры
Вторая проблема – рассмотрение методических основ процесса, способов и средств проектной практики, разработки объектов дизайна [19]. И третья проблема – формирование творческого кредо профессии, основы мировоззрения, осознание своей роли в обществе и подготовка с этих позиций кадров будущих профессионалов дизайна.
Задача подготовки дизайнерских кадров может успешно решаться лишь при условии серьезной научной разработки теоретических и общеметодологических вопросов профессионального художественно-конструкторского образования. Указанные здесь базовые проблемы профессионализма не могут быть отделены от проблемы терминологии в рассматриваемой области теории и практики. С началом плохо продуманных, без прогноза последствий проводившихся реформ 90-х гг. ХХ в. в России, одним из многих отрицательных результатов которых явилось разрушение целостной системы многопрофильного межотраслевого дизайна (во главе с ВНИИ технической эстетики) и отраслевого специализированного дизайна в стране, теоретические работы в области технической эстетики были свернуты и практически прекращены вместе с профессиональной пропагандой идей, концепций и достижений отечественного и зарубежного дизайна в периодической печати, на радио и телевидении.
Это не замедлило сказаться на снижении уровня профессионализма многих российских дизайнеров, пытавшихся как-то приспособиться к нашей нецивилизованной рыночной экономике, обусловившей пренебрежение духовными ценностями и гуманистической ориентацией дизайна, социальной ответственностью представителей этой профессии. Дизайнер из творца гармоничного предметного мира и его компонентов – вещей разного вида, а в идеале − всей прекрасно-целесообразной и комфортной «второй природы», создаваемой им вместе с другими специалистами предметного художественного творчества (как прогнозировалось будущее этой профессии в России 20-х гг. ХХ в. идеологами «жизнестроения»), в существующих условиях превращается в модного стилиста, обслуживающего в основном элиту общества, а также систему разных бизнес-проектов, бизнес-стратегий с их шоу-презентациями и рекламой, одновременно становясь выразителем индивидуальных амбиций ради личного самоутверждения и преуспевания.