Cмотрите так же... |
---|
Шпаргалки по предмету: История дизайна |
Арт-Деко. Франция |
Виды дизайна |
Проблемы художественно-промышленных образов начала 20 века |
All Pages |
Арт-Деко. Франция
Во Франции, где состоятельные слои буржуазии, несмотря на войну, не утратили своих позиций, развивался декоративный стиль роскоши и убранства, который демонстрировал экономическую власть и высокий уровень жизни. Формообразование направления "Арт-Деко" находилось в прямой противоположности целям «современного движения». Его представители игнорировали массовое промышленное производство товаров, выдвигая на первый план ручное изготовление эксклюзивных предметов в единичных экземплярах. В производстве таких изделий использовались ценные и дорогие материалы - змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы и экзотическая древесина. Позже появились и экстравагантные комбинации с современными материалами: сталью, стеклом и пластиками. В своих произведениях художники Арт-Деко главное внимание уделяли не столько функциональности изделия, сколько его декорированию и орнаментации. Феномен французской культуры Арт Деко в 20-30-е годы находит большой отклик в Европе и за морем. со временем начал перенимать элементы "современного движения", находя все больше выход в массовое производство украшений. На рынке появились дешевые модные украшения, портсигары, радиоприемники или парфюмерные флаконы в классическо-геометрических формах, с экспрессивными зигзагообразными формами или богато орнаметированными инкрустациями и энтарсиями из пластмасс, которыми старались подражать дорогим изделиям ручной работы из слоновой кости или черепахи. Новации в области моды. "От кутюр"Родоначальником "От кутюр" (высокой моды) - создание моделей одежды как произведения искусства, является англичанин Фредерик Ворт (1825-1895), который впервые кроме индивидуальных заказов стал разрабатывать и показывать небольшие коллекции. Именно Ворт придумал знакомый нам всем манекен (стилизованный торс человека) для работы и демонстрации моделей. мода стала важной областью художественного творчества.
Первым модельером нового ХХ-го века и выдающимся реформатором женского костюма считается француз Поль Пуаре (1879-1944), освободивший женское тело от жестких корсетов, ставший диктатором моды, задающим не только фасон платья, но и стиль жизни. Впервые за последние 100 лет женщина получила возможность одеваться самостоятельно без помощи горничной, которая шнуровала корсет. Пуаре упразднил пышные прически, фальшивые локоны и шиньоны. Он учил женщин чувствовать, знать и любить свое собственное тело, демонстрируя все новые и новые модели, рожденные неистощимой фантазией. Его платья самого простого фасона, сшитые из панбархата и тюля, в цветах, бисере, перламутре, в искусственном жемчуге и кружевах, предвосхищали композиции в стиле Арт-Деко.
В 30-годы Третьим рейхом создавалась новая "народная культура", в центре которой была арийская семья. В рамках этой культуры появился "народный автомобиль" (фольксваген), "народный радиоприемник", Было создано специальное ведомство "Красота работы". В представительской архитектуре общественных зданий Германии все больше начинал господствовать монументальный псевдоклассицизм (государственный стиль канцелярии). В ходе приготовлений к войне мебель стали изготавливать исключительно из дерева или клееной фанеры, так как сталь в Германии, начиная с 1935-36 годов использовалась только для нужд военной индустрии.
Основные направления формообразования в период формирования промышленного производства
XX век — век технической революции. Перед художниками-конструкторами встала задача разработать для массового производства красивые, удобные и надежные станки, механизмы, транспортные средства и предметы быта. В разных странах одновременно шли поиски в этом направлении, идеи носились в воздухе. В 1919 г. в Германии была создана высшая школа «Баухауз», где наряду с проектированием начали разрабатывать эстетику функционализма. Велись поиски принципов формообразования в бытовой среде и архитектуре. В данном случае речь идет о целенаправленном формировании всей окружающей человека предметной среды. Уникальность «Баухауза» заключалась в том, что эта школа была одновременно производственными мастерскими и учебным заведением. В интернациональную по своему составу группу преподавателей входили крупные художники и архитекторы. Воспитание нового поколения художников-конструкторов не мыслилось вне тесной связи с живой практикой промышленного производства. Новаторским был и сам принцип художественной подготовки. Для привлечения пластических искусств на службу промышленности студенты овладевали тонкостями восприятия, формообразования и цветоведения. Поэтому кроме обычных натурных зарисовок, технического рисования на всех курсах шло постоянное экспериментирование, в процессе которого студенты изучали закономерности ритма, гармонии, пропорции (как в музыке изучают контрапункт, гармонию, инструментовку). «Баухауз» стал подлинной лабораторией архитектуры и проектирования промышленных изделий. Студент «Баухауза» работал не над единичным предметом, а над эталоном для промышленного производства. Техническая подготовка дизайнеров подкреплялась изучением станков, технологии обработки металла и других материалов.Изделия «Баухауза» несли на себе ощутимый отпечаток живописи, графики и скульптуры 20-х гг. с привлечением элементов кубизма, разложением общей формы на составляющие ее геометрические тела. Образцы предметов из дерева и металла, выполненные в стенах школы, отличает геометризм. Все переходы от одной формы к другой предельно обнажены, все подчеркнуто контрастно и заострено.Дизайнеры искал конструктивность вещи даже там, где, казалось бы, нелегко было ее найти, например в посуде. Чайники могли быть скомпонованы из шара, усеченного конуса, полукружия, а в другом варианте — из полукружия, полусферы и цилиндров. Напряженные поиски новых неожиданных и смелых конструктивных решений были связаны, прежде всего, с мебельным производством. Главной задачей обучения была разработка для промышленности моделей утилитарных вещей повседневного обихода с учетом новейших достижений, как техники, так и современного искусства. Все процессы формообразования строго увязывали с технологией индустриального производства, с новейшими конструкциями и материалами. Во многих случаях образцовые предметы «Баухауза», действительно отличавшиеся новизной, удачным сочетанием функционального и эстетического начал, оказывали стимулирующее влияние на само производство.«Баухауз» просуществовал тринадцать лет — вплоть до 1933 г., после прихода к власти фашистов он был закрыт как «вредное для культуры» учреждение. Под влиянием «Баухауза» в последующие годы в работе над формой вещи все большее внимание уделяется самой конструкции, которую начинают расценивать как чуть ли не единственную носительницу функциональных и эстетических качеств. Эта тенденция получила свое окончательное выражение в конструктивизме. А чрезмерное подчеркивание в вещи утилитарности, привело к появлению функционализма.