Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по предмету: проектирование для графических дизайнеров

1. Проектирование – это процесс создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, это действия по воплощению задуманного в реальном продукте.

Основные этапы проектирования визуальных коммуникаций:

  1. Постановка задач (работа с заказчиком)
  2. Разработка концепции (идеи), эскизы, черновики или варианты решений.
  3. Пробный оттиск (печать одного экземляра)
  4. Печать всего тиража
  5. Послепечатная обработка

2. Графический дизайн – это специфическая область художественно-проектной деятельности, которая направлена на создание визуальных сообщений, распространяемых с помощью средств массовой коммуникации. Полиграфические печатные продукты, электронные коммуникации, аудио-визуальные коммуникации. Создание визуальных образов посредством линий, штрихов, точек и др. элементов, с целью передачи индивидуальной идеи и образа

Функции граф-го дизайна:

  1. Различительная (помогает отличать одну кампанию, организацию от другой)
  2. Информативная (разъясняет человеку любую информацию)
  3. Эмоциональное воздействие (дизайнерские работы вызывают у нас определенные чувства, помогают нам осознать свою причастность к окружающему предметному миру и сформировать определенное мнение о нем)

3. Типографика – это графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка. Другими словами, типографика — это и искусство, и ремесло, и набор правил, которые используют шрифты и оформительские средства для достижения одной-единственной цели — сделать текст наиболее оптимальным в восприятии читателя.

Типографическое оформление текста, имеет три важных ограничения:

Содержание текста — первое и самое главное. Не типографика задает текст, а текст — типографику, которая должна подчиняться смыслу текста и наилучшим образом раскрывать его читателю.

Контекст употребления текста. В зависимости от того, оформляется ли список объявлений, афиша или журнальная статья, должны, соответственно, использоваться разные выразительные средства.

Доступные инструменты. Оформленный текст будет кардинально различаться, используете ли вы в качестве инструментов масло и холст, плотную бумагу и перо, тонкую бумагу и печатную машину или же экран компьютера и разные браузеры в разных операционных системах.

Основы стиля в типографике:

  • Большой стиль, ритм и пропорция
  • Гармония и контрапункт
  • Выбор и сочетание шрифтов
  • Макетирование страницы

4. Конструктивные элементы дизайна публикации. Графика и фотографика.

Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях -два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже - фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.

Компьютерная графика (CG - computer graphics)— графика на компьютере или точнее с помощью компьютера. Компьютер используется как инструмент рисования, моделирования.

Фотографика, в какой-то степени, возвращение в прошлое – условный стиль в фотографии, где основным рабочим элементом снимка являются контрасты, границы между светом и тенью. Главное – форма, а не содержание. Силуэт, а не детали.
Простые, графичные фотоизображения привлекают не меньше, а чаще и больше внимания, чем снимки, адекватно и во всей полноте передающие реальность. Цвет редко позволяет достичь нужного эффекта, поэтому фотографичные снимки почти сплошь черно-белые.
Чем так привлекательна фотографика? Симметрией, регулярностью и упорядоченностью, геометрической точностью и красотой. Фотографика – это не регистрация реальности, от реальности остается лишь силуэт, тень. Снимки, сделанные в этом стиле, лаконичны, просты для восприятия, в них нет ничего лишнего. При этом графичность не означает использования только простых (или специально упрощенных) форм. Так же как не подразумевает ограничения по количеству объектов в кадре.

Выразительные средства фотографики – свет и тени, отношения объектов и их силуэтов, отражений, соотношения между объектами, взаимодействие размеров и формы, наложение, пересечение, противопоставление.
Используя фотографику, ты обращаешь внимание зрителя на то, чего он обычно не замечает. В фокусе внимания могут оказаться форма, цветовой и световой контраст, симметрия, геометричность объектов и их взаимодействие.

5. Иллюстрации в публикации. Виды, источники получения и правила подачи.

Множество способов поместить иллюстрацию в текст, множество принципов обработки иллюстрации не дают возможное выработать какие-то единые правила верстки иллюстраций. Здесь все основывается в основном, на художественном чувстве или чутье.

Когда вы вставляете иллюстрацию через Буфер Обмена, необходимо сделать так, чтобы никакой из объектов на странице не был выделен. Иначе программа примет это выделение в рамку, в которую следует вставить иллюстрацию. Особенно это касается таких иллюстраций, которые уже существуют на странице: выделенную иллюстрация Publisher понимает как Блок Изображения, куда надо поместить новую иллюстрацию, и потому намертво вклеивает ее туда. В результате вы лишаетесь прежней иллюстрации и вместо нее получаете новую.

Если выделен Текстовый Блок, иллюстрация на него не покушается. Но лучше все же следить за тем, чтобы никаких выделений на странице не было (кроме той рамки, которую вы для этой иллюстрации определили, если, конечно, сделали этой Рисунки в данную книгу вставляем без предварительных кадров: так иллюстрация ведет себя свободнее, и верстка книги, где очень много рисунков, таким образом облегчается.

Общие правила подачи публикаций в периодические издания

Требования издательств обычно похожи на общие требования, предъявляемые к верстке, но при этом отличаются некоторыми дополнительными ограничениями и более жесткими требованиями.

Как правило, в публикации должны отсутствовать заказные цвета. Если Вы подаете Ваш макет для печати в одном из периодических изданий, то в нем, как правило, должны отсутствовать плашечные цвета, а имеющиеся заказные краски должны при растрировании проходить цветоделение, т.е. быть преобразованными в триадные краски. Хотя, если издательство, выпускающее некое периодическое издание, использует заказные цвета (например, бронзу), то Вы можете смело ее использовать и в своем макете (по предварительной договоренности с издателем).

Еще одно важнейшее требование – это соответствие подаваемого размера верстки публикации формату, использующемуся в издании. Как правило, рекламные блоки или размеры полос в любом периодическом издании строго стандартизированы, и верстаются по заранее заготовленным шаблонам. Поэтому, ваша задача – знать эти стандартные форматы и использовать их и только их. Если Ваша публикация занимает целую страницу и при этом край ее режется навылет, то вы должны побеспокоиться о корректной доливке исходного размера «под обрез», опять же, в соответствии с требованиями издателя. Стандартное значение доливки под обрез – 2-3 мм на каждую сторону, где проводится рез.

В макете должны быть использованы шрифты, допустимые в пределах данного издания, и только они. Если вы подаете рекламный блок, то текстовые данные, набранные с использованием других гарнитур, должны быть преобразованы в кривые. Это требование предъявляется потому, что в случае многостраничных изданий, где содержится множество различных макетов, поступивших от разных рекламных агентств, возможно скопление огромного количества принесенных заказчиками шрифтов, использованных в их верстках.

При транспортировке макетов в издательства обязательным является использование совместимых носителей информации и форматирование этих носителей с использованием стандартных файловых систем. Перед первым визитом в репроцентр следует поинтересоваться, смогут ли они прочесть ваш носитель информации (особенно, если он нестандартный или не широко распространен). 99,9 процентов их 100 всех существующих издательств с большой неохотой принимают работы в случае, если они были сделаны в пакетах типа CorelDraw!, или, что еще хуже, в программах типа Microsoft Word/Excel/Powerpoint. Поэтому, при работе с издательствами, скорее всего, об этих пакетах придется забыть.

И, как ни странно выглядит это требование, Ваша публикация должна быть гарантированно лишена различных недочетов и недостатков, которые нужно устранить перед ее версткой в полосу издания или выводом ее на пленки и в печать.

Также при работе на конкретное издательство вы должны использовать используемые у них единые параметры линиатуры вывода издания, формы растровой точки, углов наклона растра, величины растискивания, характеристики бумаги (мелованная/немелованная), а также внедренные профили и некоторые другие параметры, такие как файлы описания принтеров или других выводных устройств (*.PPD), которые распространяются как на ваш макет, так и на все остальное издание. Для получения этих сведений обращайтесь к специалисту допечатной подготовки конкретного издания, с которым Вы будете работать.

Предоставление черно-белой, цветной распечатки или цветопробы позволяет обезопасить себя от возможных ошибок при фотовыводе или печати, и позволяет сравнить ваш макет в электронном виде с его «твердой» бумажной копией. Некоторые репроцентры вообще не принимают никакие работы без приложения макетов или распечаток к ним.


6. Эффективное использование фотографий. Методы компьютерной обработки фотографии.

Использование фотографий

Фотографии дизайнеры в своих работах используют для того, чтобы помочь зрителю понять идею или придать значимость тексту.

Четкость фотографии

Четкость фотографии зависит и от четкости идеи, и от четкости фокусировки. Когда вы планируете фотографию или фотосъемку, подумайте точно, что вы хотите сказать о вашем намеченном объекте. Слабые фотографии получаются слабыми обычно потому, что у вас нет четкой идеи о назначении фотоснимка.
Четкость фокусировки осуществить легче, чем четкость идеи. Используйте фотовспышку. Можно искусственно создавать освещение, когда вы собираетесь делать портрет. Примерно так, как мы рассматривали на уроке рисование натюрморта. Фотографы часто используют штативы, для того, чтобы избежать тряски камеры, обеспечить постоянство пространства, осуществить кадрирование. Когда все для фотоснимка настроено, фотографу легче сосредоточиться на получении нужного выражения лица объекта, правильной светопередачи, например.

Композиция

Существует простое правило композиции для фотографии. Это правило третей. Разделяем фотографию на трети горизонтальными и вертикальными линиями - точки пересечения этих линий отметят положение для хорошей композиции. Это стандартное правило, конечно, важно его соблюдать, если фотографии будут использованы непосредственно для создания макета для полиграфии.

Компоновка кадра

Используйте ветку дерева, дверной проем, оконную раму, листву или подобные элементы для того, чтобы направить внимание наблюдателя на объект. Вы быстро установите глубину в изображении, передадите плановость, направите взгляд зрителя в нужную точку. Если в фотографии передана плановость, такая фотография может быть более интересная. Взгляд зрителя задержится на ней дольше чем на одноплановой. Такая компоновка может дать отличные композиции.
Уберите из фотоснимка отвлекающие моменты, придвиньтесь к объекту, если он является главным и доминирующим элементом, который вы хотите передать.
Если вы фотографируете пейзаж, то можно делать фотоснимки с горизонтальным расположением - они будут подчеркивать линию горизонта.

Фотографии и эффекты

Представьте фотографию как объект. Можно усилить визуальный интерес усилением самой фотографии. Помещая ее в макете, можно расположить фотографию наклонив под углом. Многие графические программы имеют различные фильтры, которые способны создавать различные эффекты - закручивание края страницы, виньетки, текстурирование краев... Кроме простых эффектов на краях большинство графических программ продуктов представляют ряд фильтров и эффектов, предназначенных для того, чтобы изменять сами фотографии. Функции различных фильтров находятся в диапазоне от изменений базового цвета до различного тонирования изображения на фотографии. Можно сделать фотографию, выглядящей как тисненая, превратить ее в эскиз, "нарисовать" карандашами или красками, размыть фокусировку, выполнить тушью- пером или достичь других специальных эффектов. Можно найти фильтр, который усиливает конкретное изображение, Но не разрушайте изображение, позаботьтесь о том, чтобы вас не занесло слишком далеко. Откройте приложение "Adobe Photoshop CS", или "CorelDRAW",возьмите любую понравившуюся вам фотографию и поэкспериментируйте. Последние версии этих программ на русском языке - не составит особого труда разобраться в функциях той или иной команды.

Обработка фотографий. Визуальная оценка качества, ориентация снимка.

В комплект любой цифровой камеры должно входить программное обеспечение, позволяющее преобразовывать снимки в стандартные форматы. Для работы с обработкой фотографии необходимо использовать оригинальный формат RAW, этот формат сохраняет все оригинальные параметры снимка. Если вдруг нет программного обеспечения для конкретно вашей камеры используйте расширение Adobe Photoshop - Camera RAW. Записывать изображение лучше всего с сохранением оригинальных цветов, это в режиме 16 бит на канал. Если вы планируете размещать снимки в интернете или пересылать по почте лучше сохранять в формате JPEG, что обеспечит необходимое сжатие.

Но мы сейчас говорим о обработке фотографии, поэтому необходимо сохранить оригинал в формате TIFF или PSD (формат Adobe Photoshop) с включением цветового профиля (флажок ICC Profile). Дальше корректируется (при необходимости) поворот изображения (Image->Rotate Canvas).

Обработка фотографий. Гистограммы.

Итак, у нас есть снимок в программе обработки. Внимательно рассматриваем его и выделяем визуально погрешности. Возможно вы уже сразу определите какие параметры необходимо откорректировать, но в помощь вам - гистограммы. Это можно считать основным инструментом для анализа ваших снимков. В более продвинутых камерах есть возможность до переноса снимка увидеть гистограммы на экране самой камеры, это экономит время и у вас есть возможность не переносить заранее испорченные снимки. В случае если у вас нет такой возможности в камере - опять же Photoshop нам поможет. Открыть гистограмму снимка (Image->Histogram) и проанализировать цвет и яркость. Гистограмма представляет собой график, где по горизонтальной оси показана яркость, а по вертикали количество точек, соответствующих той или иной яркости.
Обработка фотографий. Переэкспозиция

Сильно насыщенные белым, светлым цветом снимки, характеризуются растянутой гистограммой, смещенной вправо. Отсутствие пикселей из области теней нарушает нормальное соотношение цветов. Такие снимки наиболее сложно корректировать и, если нет сильной необходимости корректировки, такой снимок можно считать испорченным.

Недостаток контраста

В этом случае будет много информации о средних полутонах (середина гистограммы), кривая будет без резких пиков, плавная. Такой снимок невыразительный из-за отсутствия контрастности в интегральном канале.

Недоэкспозиция

Это полная противоположность переэкспозиции. Здесь кривая смещена в область темных тонов при почти полном отсутствии светлых.

Шумы

Если вы когда нибудь экспериментировали с настройкой чувствительности, то замечали, что повышение этого параметра приводит к появлению шумов на фотографии. На гистограмме это выражается в появлении узких пиков и провалов.


Обработка фотографий. Кадрирование снимка

Кадрирование выполняется путем отсекания всего лишнего, а вот что в вашем снимке будет лишним, выясняется, главным образом, на ваш вкус. Если вы пользуетесь фотошоп, необходимо выбрать инструмент Crop. Просто навести его на снимок и выделить часть, которую вы хотите оставить. При необходимости этот кусок можно отредактировать, растягивая и сжимая. Если выделенная часть кадра устраивает можно закончить работу, нажав Enter или после щелчка правой кнопкой мыши выбрать Crop.

Обработка фотографий. Очистка фото

Наверняка все видели старые фотографии с множеством неприятных шумов и мусора. Эти же проблемы появляются, если есть царапины на объективе (для защиты надо обязательно иметь защитные фильтры), при попадании пыли на сенсор или, даже при самой съемке. Попробуем очистить фото, избавиться от царапин на снимке при помощи инструментов фотошоп.

  1. Открытое изображение увеличьте до предела, когда хорошо просматриваются погрешности.
  2. Затемнить снимок (Image->Adjust->Brightness/Contrast) установив Brightness в положение -7.
  3. В палитре History создайте новый снимок, нажатием кнопки Create New Snapshot.
  4. Накладываем фильтр Filter->Noise->Dust and Scratches. Движок Radius устанавливаем в крайнее левое положение, а значение Threshold в ноль.
  5. После помещения курсора поверх дефекта смотрим на отображение этого кусочка в экране предварительного просмотра.
  6. Варьируя параметром Radius и Threshold находим точку, на которой мелкие дефекты не видны.
  7. В панели истории устанавливаем значок History Brush и выбираем подходящий размер кисти, режим смешивания Lighten.
  8. Очищаем фото от погрешностей и мусора.
  9. Если куски сильно большие, можно использовать инструмент Healing Brush, удерживая Alt необходимо выбрать участок, используемый как образец.

Обработка фотографий. Баланс нейтральных тонов.

Установка точек белого и черного
Коррекция белого и черного
Расширение динамического диапазона

Если после всех усилий наша гистограмма не достигает крайних границ графика (а значит нет чисто черного и чисто белого цвета), расширяем динамический диапазон путем перемещения левого и правого движков в канале RGB к основанию гистограммы.

Цветовой баланс

Достаточно часто бывает, что цветовая схема на снимке не совпадает с оригиналом и требуется обработка фототографии. Это происходит из-за несовпадения цветовой температуры источника освещения и настроек фотокамеры. Если еще и используется вспышка, эти несовпадения могут усугубиться. Откорректировать возможно уже сам снимок, с помощью все того же фотошопа. Значительно улучшить цветовую передачу можно установкой черной и белой точки,

Исправление сходящихся вертикалей

Обработка фотографий. Исправление композиции

В любительской съемке, где все снимки, как правило, сюжетные, пересъемка практически невозможна. Поэтому для обработки фотографии снова приходится обращаться к графическому редактору.

Для окончательно испорченного снимка, где исправление невозможно, но есть отдельные элементы, которые получились хорошо можно посоветовать сделать фотоколлаж или фотомонтаж. Этим приемом часто пользуются, когда, например, надо поместить человека в другую страну, местность и т д. И потом этот способ иногда становится единственным, когда снимок загублен, но есть отдельные, хорошо выполненные объекты.

В более простых случаях, для исправления можно использовать кадрирование и удаление из снимка лишних объектов.

Улучшение резкости краев

Цифровые фотографии после всевозможных преобразований с оптического носителя могут потерять в резкости. Поэтому перед печатью необходимо провести некоторые корректировки и обработку фотографий. Это не требуется делать перед публикацией, скажем, в Интернете, но при печати практически каждый снимок требует определенной коррекции.

Потеря резкости происходит из-за исчезновения мелких деталей, из-за чего сам снимок кажется несколько размытым. Одновременно с этим в цифровых камерах действует сглаживающий фильтр. При внесении корректировки в резкость снимка главное не переусердствовать, иначе ваша фотография потеряет объем, станет как бы плоской.

Обработка фотографий. Улучшение резкости. Несколько фильтров

Коррекция тонового диапазона в тенях

Прежде чем перейти к корректировке, необходимо внимательно посмотреть и определить где на снимке наиболее “слабые” места. Ведь иногда хватает незначительной правки отдельных деталей и весь снимок становится превосходным. Под выборочную коррекцию попадает коррекция контраста, тонового баланса. Здесь надо отметить, что в зависимости от типа коррекции выбирают методы смешивания слоев. Все это можно найти в палитре слоев Layer.

Если вы корректируете тоновый баланс, используйте смешивание Multilpy, он усиливает недодержанный снимок. В противоположном случае, когда снимок слишком передержан, используется метод смешивания Screen. В случае работы с контрастом, при необходимости его усиления, используется метод Soft Light, Overlay, Hard Light.

После использования режимов смешивания на дублирующих слоях, нужно отрегулировать степень воздействия с помощью бегунка прозрачности (Opacity).

Обработка фотографий. Коррекция отдельно выбранной области

Ретуширование фотографий.

Само слово "ретушь" происходит от слова "redactus" - приведенный в порядок. То есть, это корректировка изображения. Сейчас большинство работают с цифровыми носителями, поэтому особый интерес представляет компьютерное (цифровое) ретуширование, хотя раньше это был кропотливый процесс изменения изображения или негатива с помощью карандаша или красителя (например, высветление, добавление деталей, удаление царапин и дефектов).

Преобразование в нужный формат с сжатием

Заключительным этапом обработки необходимо рассмотреть полученный снимок более тщательно, увеличив его на максимум (в программе фотошоп для этого надо в палитре Navigator передвинуть бегунок на максимум). Чтобы развернуть снимок на весь экран, в панели инструментов есть Full Screen Mode.

Для того, чтобы придать максимальный комфорт для работы, уберите все вспомогательные панели, путем нажатия Tab (чтобы вернуть панели, нажмите Tab повторно).

Развернутый снимок рассматриваем по частям, передвигая красный прямоугольник в окне просмотра. Выявленные погрешности корректируем.

- Если недостаточно резкости, пользуемся инструментом Sarpen

- При сильной резкости используем инструмент Biur

- Замеченные артефакты можно исправить с помощью инструмента “штамп”, Clone Stamp и “кисть” Healing Brush.

Таким образом необходимо просмотреть все участки изображения.

Если снимок предназначен для публикации в Интернете, это не требует особого качества, следовательно, вы можете прибегнуть к сохранению с сильным сжатием. Поскольку тут выступает на первое место скорость передачи. Таким образом вам подойдет сохранение в формате jpeg.

В любом случае, чтобы не пропали ваши труды по корректировке и “отполированию” вашего снимка, следует сохранить у себя его вариант с максимальным качеством, без сжатия. На сегодня это можно сделать в формате PSD и TIFF. Формат PSD на сегодня распознают множество программ верстки и графические редакторы. (популярные Corel и Adobe).

 


7. Фирменный стиль – это отличительная черта компании, вынесенная на всеобщее обозрение (единство постоянных художественных и текстовых элементов во всех рекламных разработках и средствах. Набор цветовых, графических и словесных констант для идентификации товаров и услуг)

1. Основные элементы фирменного стиля:

Цвет (2-3 основных цвета)

Важно подобрать цветовую гамму не только для логотипа, но и для всего фирменного имиджа, включая внешнюю и внутреннюю документацию, окраску стен в офисах и цвет ковра в переговорной. Фирменный цвет (цвета) также является важнейшим элементом фирменного стиля, одним из компонентов общей картины образа фирмы. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, запоминающимися, позволяющими оказать сильное эмоциональное воздействие.

Шрифт (основной и дополнительный)

Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки. Шрифт может восприниматься как «мужественный» или «женственный», «легкий» и «тяжелый», «элегантный» или «грубый», «прочный», «деловой» и т. п. Задача разработчиков фирменного стиля - найти «свой» шрифт, который «вписывался» бы в образ марки. Существует множество типов шрифтов, которые условно делятся на группы: латинские, рубленые, наклонные, орнаментированные и др. Группы шрифтов включают большое количество гарнитур, отличающихся начертанием, шириной, насыщенностью и т. д. Наиболее популярными являются гарнитуры «Таймс», «Гельветика», «Футура» и др.

1. Товарный знак – зарегистрированное в установленном порядке, оригинально оформленное обозначение, необходимое для распознавания товаров и услуг, а также для их рекламы.

Товарный знак может состоять из одного или нескольких характерных слов, букв, цифр, рисунков или изображений, эмблем, монограмм или подписей, цветов или комбинаций цветов, может быть трехмерным. Также может состоять из комбинации вышеописанных элементов.

2. Слоган - фирменный лозунг представляет собой постоянно используемый фирменный оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки. Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо: например, у банка  «Империал» - «С точностью до копейки». В качестве мотива слогана может быть избрана забота о клиенте. Например, «Джонсон и Джонсон»: «Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье!». Слоган может также подчеркивать исключительные качества фирмы ( «Мы научили мир копировать») или делать ударение на достигнутой мощи, завоеванном авторитете (корпорация «Сони»: «Это - Сони!»). Существует множество других подходов к разработке слоганов, соответствующих различным концепциям рекламного обращения: обещание выгод, лирический, фантазийный.

Фирменный рекламный девиз должен отвечать следующим основным требованиям:

  • органично вписываться в фирменный стиль владельца и вносить вклад в формирование его имиджа;
  • должен обязательно учитывать особенности целевой аудитории, клиентурного рынка фирмы, быть понятным и близким этой аудитории;
  • краткость: слоган должен хорошо запоминаться;
  • оригинальность (естественно, в определенных пределах);
  • интенсивная эмоциональная окраска;
  • исключать двоякое толкование (например, «Фирма Рикко» обует всю страну!»; Инкомбанк: «Каждую секунду мы превращаем в доход наших клиентов» и др.);
  • соответствовать стилю жизни, системе ценностей, сложившимся в момент времени его использования.

Элементами фирменного стиля можно назвать также фирменные особенности дизайна: неизменный рисунок радиаторной решетки при постоянно и основательно меняющемся силуэте, внешнем облике автомобилей.

Фирма может разработать оригинальные сигнатуры и пиктограммы - абстрактные графические символы, обозначающие товарные группы, размещение служб и другую информацию (например, в фирменных предприятиях розничной торговли).

Основными носителями элементов фирменного стиля являются:

  1. Печатная реклама фирмы: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари (настенные и карманные) и т. д.
  2. Средства пропаганды: пропагандистский проспект, журналы, оформление залов для пресс-конференций и т. д.
  3. Сувенирная реклама: пакеты из полиэтилена, авторучки, настольные приборы, сувенирная поздравительная открытка и др.
  4. Элементы делопроизводства: фирменные бланки (для международной переписки, для коммерческого письма, для приказов, для внутренней переписки и т. д.), фирменные папки-регистраторы, фирменные блоки бумаг для записей и т. д.
  5. Документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки стендистов и т. д.
  6. Элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах.
  7. Другие носители: фирменное рекламное знамя, односторонний и двусторонний вымпел, фирменная упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные билеты, фирменная одежда сотрудников, изображения на бортах транспортных средств фирмы и т. д.

8. Торговая марка – это любое обозначение или система обозначений фирмы или ее товаров и услуг, выполненных в определенном графическом стиле. С ее помощью можно отделять товары и услуги, производимые одним лицом от, товаров и услуг, производимых другими лицами.

Товарный знак – зарегистрированное в установленном порядке, оригинально оформленное обозначение, необходимое для распознавания товаров и услуг, а также для их рекламы.

Товарный знак может состоять из одного или нескольких характерных слов, букв, цифр, рисунков или изображений, эмблем, монограмм или подписей, цветов или комбинаций цветов, может быть трехмерным. Также может состоять из комбинации вышеописанных элементов.

Товарный знак (знак обслуживания) — официально принятый термин, означающий зарегистрированное в установленном порядке обозначение, призванное отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других лиц.

Синонимами термина товарный знак являются — фирменная марка, просто марка, фирменный знак, эмблема. Словесную часть знака или словесный знак называют так же фирменным названием, или логотипом. Товарный знак не следует смешивать с довольно близким к нему смежным объектом — фирменным наименованием. Фирменное наименование — это название предприятия, которое индивидуализирует организацию, носит бессрочный, неотчужденный характер, особо не регистрируется (металлургический завод, ткацкая фабрика, банно-прачечный комбинат и пр.).

Логотип – это характерно оформленное наименование продукта или название фирмы.

9. Виды товарных знаков:

  1. Словесные
  2. Изобразительные (графические)
  3. Комбинированные
  4. Знаки особого вида
  5. Товарные знаки отличаются своей многочисленностью и многообразием. Выделяют пять основных типов товарных знаков
    • словесный товарный знак. Характеризуется лучшей запоминаемостью. Может быть зарегистрирован как в стандартном написании, так и в оригинальном графическом исполнении (логотип). Например: IBM и др.
    • изобразительный (графический) представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы. Например, изображение пумы как товарного знака одноименной фирмы, производящей спортивный инвентарь; стилизованной старинной ладьи - «АвтоВАЗ»;
    • объемный - знак в трехмерном измерении. Например, стилизованная бутылка от «Кока-Колы» (ее форма тоже обеспечена правовой защитой); флакон духов «Дали» и т. д.;
    • звуковой товарный знак больше характерен для радиостанций и телекомпаний (например, вступительный такт музыки к песне «Подмосковные вечера» - товарный знак радиостанции «Маяк»). В последнее время данный вид товарного знака все шире используется в рекламной практике других фирм, например, оригинальные музыкальные фразы в фирменной рекламе;
    • комбинированные товарные знаки представляют собой сочетания приведенных выше типов. Например, комбинация логотипа и объемной скульптуры группы «Рабочий и колхозница» В. Мухиной - товарный знак киностудии «Мосфильм».

Композиция фирменного знака:

Композиция должна охватываться одним взглядом.

1. Слова из 7-8 букв. Открытые слоги (не более 3-х согласных внутри). Никаких прилагательных, глаголов, в основном именительный падеж.

2. Формальная композиция (абстрактная) – структура знака не связана со смысловым содержанием, нет признаков вызывающих предметные ассоциации.

Знаки-индексы: жестко геометрические формы; аморфные формы; шрифтовые (легко запоминающиеся)

Стилизация – композиция получается в результате выделения, подчёркивания, утрирования определённых свойств и качеств реального объекта.

3. Комбинированные знаки – 2 части (текст и графический знак)

10. Правила разработки товарных знаков:

  1. Эмоциональная информативность знака. Знак отражает характер деятельности фирмы, даже если это абстрактный графический элемент.
  2. Привлекательность
  3. Индивидуальность
  4. Запоминаемость, узнаваемость (знак лаконичен, но не примитивен; нет мелких деталей)
  5. Знак должен одинаково хорошо работать и в больших и в малых размерах (регистрация знака 5x5 см).
  6. Цвет используется чтобы подкрепить концепцию, но знак должен работать в чёрно-белой версии (регистрация в черно-белом цвете).
  7. Знак – это произведение графического дизайна. Подчиняется всем законам композиции (доминанта, равновесие между элементами, закрытая композиция,охватывается одним взглядом (плотная композиция).

11. Особеннности различных видов печптной продукции малых форм (листовки, визитные карточки, ярлыки, наклейки, этикетки, открытки, календари, буклеты, марки, бланки и т.п.)

Листовка - непериодическое листовое издание рекламного или информационного содержания, объем которого не превышает одной страницы. Представляя собой бумажный лист с информацией, напечатанной на одной или обеих сторонах, листовки активно распространяются через почтовые ящики или раздаются в людных местах. Листовка – это один из самых недорогих и эффективных рекламных носителей. Цель рекламной листовки - донести до потребителя информацию о продукте или услуге, сформировать интерес и потребность в приобретении товара. Разработка листовки - комплексная работа, включающая такие этапы, как определение целей и задач рекламной акции, разработка макета листовки, соответствующего целям рекламной кампании и качественная печать листовки. Разновидность листовки - флаер - небольшая рекламная листовка, дающая право на скидку.

Для изготовления рекламных листовок в полиграфии используют офсетные и цифровые печатные машины.

Визитная карточка (визитка) - традиционный носитель контактной информации о человеке или организации. Визитки изготавливаются из бумаги, картона или пластика небольшого формата. Возможно изготовление визитных карточек из дерева (деревянный шпон) и металла.

Визитка обычно включает имя владельца, компанию (обычно с логотипом) и контактную информацию (адрес, телефонный номер и/или адрес электронной почты).

Визитки условно можно разделить на виды: личные, деловые и корпоративные.

Личные визитки в основном используются в неформальном общении при дружеском знакомстве. Личная визитка практически не имеет стандарта по содержанию информации, все данные указываются на усмотрение владельца. В личной визитке, как правило, указываются имя, фамилия и контактная информация (телефонный номер владельца, адрес персонального сайта, электронной почты). Должность и адрес в этой визитке можно опустить.

Корпоративная визитная карточка не содержит имён и фамилий. В корпоративной визитке указывается информация о компании, сфера деятельности, перечень предоставляемых услуг, контактные телефоны, карта проезда, электронный адрес, адрес веб-сайта.

Деловая визитка используется в бизнесе для предоставления контактной информации о её владельце. На деловых визитках обязательно указываются имя, фамилия, должность владельца визитки, а также название компании и вид её деятельности. В разработке визитки используется фирменный стиль компании и логотип.

Визитки можно изготавливать различными способами печати:

Цифровая печать — один из самых распространённых и доступных в настоящее время способов, позволяет изготовить визитки даже самых малых тиражей за очень короткий срок и по приемлемой цене;

Офсетная печать — тоже очень распространённый способ печати визиток, но в основном для печати «корпоративных», с общей информацией о фирме. Минимальный тираж — от 1000 шт., срок изготовления — 3 - 5 дней, стоимость изготовления визиток офсетным способом обычно гораздо ниже стоимости изготовления способом цифровой печати;

Шелкография — способ особенно популярен при необходимости печати светлыми красками на тонированной бумаге тёмных оттенков, а также при отделке трафаретным или объёмным лаками, срок изготовления — 3 - 5 дней, стоимость изготовления визиток зависит от количества цветов в нанесении;

Ярлык - листок картона небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её, предполагающий навесной способ крепления.

Наклейки - вид полиграфической продукции, основу которой составляет самоклеющаяся пленка. Верхняя часть наклейки может быть изготовлена как из бумаги, так и из специальной прозрачной или белой пленки, а также из цветной фольги. Наклейки, изготавливаемые на виниловой основе, называют стикерами.

Выбор материала для печати наклеек необходимо осуществлять с учетом того, где именно планируется применять данный вид продукции.

Этикетка - листок специальной (этикеточной) бумаги небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её. Этикетка – это ярлык на товаре, экспонате, продукте производства и т.п. с указанием названия, производителя, даты производства (или срока годности) и других сведений о нем. Часто содержит мелкий текст, а иногда и микротекст. Изображение на этикеточную бумагу чаще всего наносится офсетным способом. Этикетка предназначена для выделения товара, поэтому очень важную роль играет ее дизайн - именно за счет внешней обертки товара в большинстве случаев покупатель отдает предпочтение товару среди прочих равных.

Открытка, приглашение - непериодическое листовое издание рекламного или информационного содержания. Размер открытки обычно бывает А6 (148*105), 150*100, 210*200 (с биговкой), 190*200 (с биговкой). Для печати открыток могут использоваться различные виды материалов: глянцевая и матовая бумага, фактурная и сияющая дизайнерская. Кроме того, можно воспользоваться самыми различными вариантами отделки и нанесения изображений, такими как: фольгирование, тиснение фольгой (золотая, серебряная, цветная), конгрев, блинтовка, сложная вырубка, ламинация, а также выборочная лакировка (УФ, глиттерный, ароматизированный лак).

Календарь - популярный имиджевый вид рекламной полиграфии. Различают: квартальный, перекидной, карманный, отрывной, настольный и настенный календарь. Календари сочетают в себе высокую функциональность и большой рекламный потенциал, а срок их активной жизни сравним с качественными каталогами и брошюрами.

Буклет (от фр. bouclette - завитушка) - вид печатной продукции, изготовленный на одном листе и сложенный в несколько страниц. Буклеты обычно изготавливают из листа формата А4 (210х297 мм) или А3 (297х420 мм) с одним или двумя фальцами (сгибами) и полноцветной печатью с двух сторон. Буклет можно назвать неким усредненным вариантом между листовкой и брошюрой. Буклет - это фактически листовка, прошедшая дополнительный технологический процесс по сгибанию в том или ином направлении. Главный отличительный признак буклета – отсутствие, каких бы то ни было скрепляющих элементов - клея, скрепок и т.д. Буклеты формата А4 в два фальца "евробуклеты" помещаются в карман, в конверт, в папку. Рекламные буклеты представляют собой компактный и недорогой вариант корпоративного проспекта, рассчитанный на массовую аудиторию.

Марка — специальный знак, выпускаемый и продаваемый национальными (и иными) почтовыми ведомствами и обладающий определённой номинальной стоимостью (номиналом). Служит для облегчения сборов за пересылку предметов (отправлений), осуществляемых почтой.

Бланк - листовое издание форматом не более А4, предназначенное для последующего заполнения. Фирменные бланки содержат элементы фирменного стиля компании, а также реквизиты, адрес и телефоны. Фирменные бланки предназначены как для внутреннего документооборота, так и для обмена информацией с внешними организациями, бланки помогают работать эффективно и без ошибок. Существуют бланки самокопирующие - несколько листов бумаги, изготовленных из специальной самокопирующей бумаги и скрепленных с одной стороны при помощи специального клея, позволяющего достаточно легко разделять листы. Печать бланков возможна различными способами печати.


12. Особенности крупноформатной листовой (плакат, афиша, газета) и многолистовой (журнал, брошюра, книга) печатной продукции.

Плакат - листовое издание сравнительно большого размера, в виде одного или нескольких листов печатной продукции. Яркое графическое изображение, используемое в рекламных целях. Обычно печать плакатов осуществляют в формате А3 (297х420 мм) или А2 (420х594 мм). Размещаются на щитах, на выставках, в магазинах.

В зависимости от размера плаката, а также от количества экземпляров, возможны разные виды печати:

цифровую печать - для производства малых и средних тиражей с максимальным форматом плаката А3; используемые материалы: стандартная бумага, дизайнерская бумага, самоклеящаяся бумага, самоклеящаяся пленка.

офсетную печать - для изготовления особенно большого количества плакатов и постеров (максимальный размер А1), используемые материалы: стандартная бумага, дизайнерская бумага, самоклеящаяся бумага, самоклеящаяся пленка.

широкоформатную печать - для наружной рекламы, интерьерной печати.

Афиша - одностороннее листовое издание, как правило, крупноформатное, оповещающее о публичном мероприятии и преднаначенное для расклейки.

Газета — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц.

Обычно газеты печатаются очень большими тиражами. Поэтому заказчики выбирают самый недорогой, быстрый и в тоже время качественный способ тиражирования газет - офсет. Форматы: А2, А3 и А4, от 2 до 16 полос.

Ролевая печать

Качество ролевого способа печати соизмеримо с офсетным. Единственное отличие в технологии выпуска продукции. При ролевой печати выпускаются большие тиражи журналов, газет и другой печатной продукции. Печать осуществляется на качественной рулонной бумаге. Такая бумага может быть различной плотности и любой ширины. Есть возможность печати на металлизированных материалах толщиной от 12 до 250 мкм. Ролевая печать в отличие от обычной офсетной печати допускает изготовление продукции на бумаге малой плотности.

Ролевую печать в основном применяют для производства:

— газет;

— глянцевых журналов;

— каталогов;

— сфальцованных брошюр.

Журнал (от фр. journal) — печатное периодическое издание.

Один из самых популярных способов производства журнальной продукции — офсетная печать. При таком виде печати применяется специальная бумага: мелованная или офсетная. Для изготовления обложек журналов, каталогов, газет, брошюр, книг и другой подобной продукции обычно применяется дизайнерская бумага: любой необходимой плотности, ламинированная, с конгревным или блинтовым тиснением, с вырубкой или другими вариантами отделки.

Брошюра (фр. brochure, от brocher — сшивать) - это многостраничное печатное издание небольшого объема (свыше 4, но не более 48 полос), рекламно-информационного характера, состоящее из сброшюрованных и скрепленных между собой скрепкой, пружиной, термоклеем, нитками или специальными болтами листов запечатываемого материала в обложке. Брошюры хороши тем, что способны вместить в себя гораздо большее количество информации, нежели листовки или буклеты. Обычно, для печати брошюр используется формат A4 или A5, но возможно изготовление брошюр любого нестандартного размера. Способ брошюровки зависит, прежде всего, от количества листов и используемого материала. Брошюры это способ донести максимум информации в сжатом виде. При изготовлении брошюр можно использовать достаточное количество наглядного материала. Как правило, в брошюрах используются схемы и фотографии наряду с текстовым материалом. Важным моментом при создании брошюр является дизайн и верстка этого вида полиграфической продукции. При печати брошюр можно использовать различные способы печати: печать «полноцветных» брошюр офсетом, печать брошюр «цифрой», печать небольших тиражей черно - белых брошюр на «Ризографе».

Книга - непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющая объём более 48 страниц и, как правило, твёрдый переплёт

Печать книг — это трудоемкий технологический процесс, который включает в себя не только печать, но еще сборку и последующий переплет.

Офсетная печать – это самый популярный способ печати, который используется для тиражирования полноцветных изделий (журналы, каталоги, афиши, плакаты и пр.). Офсетная печать позволяет выпускать продукцию высочайшего качества, с превосходным уровнем цветопередачи и детальной проработкой даже мельчайших деталей изображения.

Данный тип печати позволяет помимо стандартной палитры CMYK использовать дополнительные цвета pantone, и даже использование лака. Использовать офсетную печать можно на широком ассортименте бумаги различной плотности и фактуры. С помощью офсетной печати легко провести тиражирование как небольшой визитки или календарика, так и больших нестандартных афиш и плакатов.


13. Общие принципы дизайна электронных коммуникаций

Электронные коммуникации - это коммуникации с использованием средств компьютерной техники, информационных технологий, цифровые компакт - диски.

К ним относят программное обеспечение, Web-Сайты, баннерную рекламу, электронные презентации, электронные открытки и т.д.

Проектирование средств визуальных коммуникаций.

  1. Элементы дизайна визуальных коммуникаций.
  2. Графика
  3. Основы фотографического дизайна.
  4. Основы типографического дизайна.

Основными элементами языка графического дизайна являются: графика, фотографика, типографика.

Графика: рисунок, чертеж, декоративно-оформительская, прикладная, деловая.

Фотографика - искусство фотографии.

Типографика - оформление текстовой информации.

Шрифт - совокупность букв, цифр и знаков определенного рисунка (стиля) и размера, служащая техническим средством воспроизведения речи.

Основные элементы построения букв: штрих (основной, соединительный, засечка); кегль; линия шрифта. Характеристики наборного шрифта: пункт, цицеро, интерлиньяж, трекинг, кернинг, шпация.

Классификация наборных шрифтов: с засечками (антиква); без засечек (гротески); брусковые; рукописные; декоративные.

Основные требования к текстовому набору: удобочитаемость, уместность, гармоничность, расстановка акцентов.

14. Дизайн аудиовизуальных средств коммуникации (изобразительные средства телевизионной рекламы)

По способу воздействия на органы чувств человека рекламные средства подразделяются на:

зрительные (визуальные) – рекламные средства, воздействующие на зрение человека. К этой группе относятся средства печатной рекламы, выставки, витрины, световая реклама и т.д.;

слуховые (акустические) – рекламные средства, воздействующие на слух. Их также используют в качестве звукового фона при рекламе отдельных товаров. Сюда относятся радиореклама, устная реклама и д.р.;
зрительно-слуховые – средства рекламы, воздействующие одновременно на органы слуха и зрения. В эту группу входят теле- и кинореклама, демонстрация мод;
зрительно-осязательные (например, образцы тканей, передаваемые покупателям в руки для осмотра и восприятия на ощупь) или объявления, отпечатанные шрифтом для слепых и т.д.;

зрительно-обонятельные (например, когда в парфюмерных магазинах флаконы с пробными духами передаются в руки покупателя для определения запаха);
зрительно-вкусовые (например, когда проводится дегустация продовольственных товаров).
Возможны и другие комбинации средств рекламы.
По техническому признаку рекламные средства подразделяются:

печатные (плакаты, афиши, каталоги, объявления и статьи в газетах и журналах, упаковочные материалы и др.);
радиореклама (рекламное передачи по радио);
кино-, видео- и телереклама (короткометражные рекламное фильмы);
световая реклама (световые указатели, табло, световые вывески предприятий торговли, газо-световые объявления и д.р.)
живописно-графические средства (панно, плакаты, уличные транспаранты, ценники, указатели, вывески магазинов и др.);
прочие рекламное средства (демонстрация товаров, дегустация продуктов, устная реклама и др.)

Изобразительные средства

Любое изображение, представленное на поверхности, состоит из элементов двух типов: световых (цветовых) пятен и линий. При виде этих элементов, образующих некоторую систему, у человека возникают ощущения, эмоции, ассоциации, чем и создается образ. Но простым расположением линий и пятен нельзя создать все то многообразие изображений и художественных произведений, которые бы полно и ясно выражали замысел автора и сделать так, чтобы картина была понятна зрителю. В арсенале фотографа, оператора кино и телевидения есть еще изобразительные средства для художественного отражения идеи в кадре.

Изобразительные средства - это группа приемов пространственной организации элементов изображения.

Кадрирование - определение границ кадра. Это первое, с чего автор начинает строить изображение. Границы при этом определяются как по плоскости, так и по глубине. Границы кадра по глубине формируются с помощью глубины резкости.

Сюжетно важный композиционный центр. Наличие четко выраженного сюжетно важного композиционного центра (СВКЦ) делает снимок эффектным, запоминающимся, сильнее воздействующим на эмоциональное состояние зрителя. Можно сказать, что СВКЦ - это то, на чем «держится весь кадр».

Заполненность площади кадра. Различают два вида заполненности: равномерную и неравномерную. Существует и частичное заполнение площади кадра - нечто среднее между равномерной и неравномерной заполненностью.

Симметрия и асимметрия кадра рассматриваются по отношению к горизонтальной или вертикальной линиям, проходящим через центр кадра.

Уравновешенность и неуравновешенность. Если на одной стороне снимка изображен какой-то объект, а на противоположной нет никаких объектов, то зритель воспринимает это пустое место как площадь, куда можно поместить изображение еще какого-то объекта и таким образом «уравновесить» весь кадр.

Замкнутость и разомкнутость. Теория композиции рассматривает замкнутость и разомкнутость в двух аспектах: по графическому построению и по отраженности действия в кадре. О замкнутости по отражению действия можно говорить в тех случаях, когда действие внутри кадра не выносится за пределы изображения. Например, ребенок гладит собаку и смотрит на нее, а собака лижет руку ребенка.

Разомкнутость по отражению действия - изображение с предполагаемым выносом внутрикадрового действия за рамки кадра. Например, два человека идут на встречу друг другу, но смотрят в разные стороны.

И другие изобразительные средства.

Факт Оператор Кадр Зрители 

Изображение, которое появляется на экране, вовсе не передает зрителю реальные параметры факта. Внутрикадровое содержание – это изобразительная модель факта, где все условно – и пространство, и время, и движение. Перед зрителем появляются только иллюзорные образы , и их убедительность зависит от того, как осмыслили и смогли выполнить свою задачу режиссер и оператор.

Поэтому, прежде всего, важно, чтобы оператор понял истинную суть реального факта, разработанную режиссером, и сумел выразить ее изобразительными средствами.

Любая жизненная ситуация, становясь объектом съемки, сначала действует на чувства оператора своими внешними признаками, по которым он судит о ее качествах, своеобразии, значении, и только потом уяснив себе суть содержания, оператор ищет для него изобразительную форму.

Чувство - это переживание человеком своего отношения к окружающей действительности, к людям и их поступкам, к самому себе и, конечно, к произведениям искусства. Чувства (радость, печаль, нетерпение, удивление, недовольство) – особая форма познавательной деятельности человека. Не обращать внимание на такую возможность - активно воздействовать на зрителя, значит не владеть мастерством оператора. Но для того, чтобы кадр, снятый ничего не чувствующей камерой, вызвал какие-либо эмоции, оператор сам должен ощутить то, что он собирается внушить зрителям. Сначала он должен понять и почувствовать, а уж потом призвать на помощь ту профессиональную подготовку, которая даст найти форму, выражающую его замысел.

Тенденциозность - (от латинского слова tendere- направляю, стремлюсь) - это идейно-эстетическая направленность произведения, выраженная через систему художественных образов. Каждый оператор во время съемки выступает как субъект, обладающий сознанием и волей к действию, познающий окружающий мир и отражающий его своими методами. В своем сознании он воспроизводит содержание объективной реальности и потом действует, стремясь передать зрителю свое толкование факта, события или характера. Поэтому каждый оператор по-своему решает тему и по-своему отражает ее в аудиовизуальном материале, который будет смонтирован в экранную модель действительности.

  В экранном искусстве снятый кадр-это аудиовизуальная информация о конкретном факте, которая сообщается зрителю. 

Информация – в этом случае – совокупность данных, поступающих в человеческий мозг, который представляет собой исключительно сложную кибернетическую систему, хранящую и перерабатывающую сведения, поступающие из внешнего мира. Свойство мозга отражать и познавать внешний мир предстает как звено в развитии чрезвычайно сложных процессов, связанных с передачей и переработкой информации человеческим сознанием. Именно так снятый кадр действует на зрителя, который на основании полученных сведений судит о реальном жизненном факте.

  Все, что сообщает зрителю экран, является информацией, которая влияет на человека, заставляет его задуматься, а иногда и действовать.

Восприятие - это чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, отношений, присущих им, и, таким образом, восприятие является основой для формирования в нашем сознании представлений, по которым мы судим о событиях, происходящих в реальной действительности. Благодаря механизму представлений в сознании зрителя возникает чувственно-наглядная, обобщенная модель предметов и явлений действительности, сохраняемая и воспроизводимая в человеческом мозгу без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.


15. Техническое задание графическому дизайнеру и его содержание

Техническое задание — документ, предназначенный для дизайнера, в котором описываются требования предъявляемые к проекту, а также сведения относящиеся к деятельности заказчика или свойства продукта, являющегося центральным объектом проекта.

У ТЗ четыре основные функции:

  • Организационная
  • Информационная
  • Коммуникационная
  • Юридическая

Организационная функция ТЗ

Работа только тогда будет эффективной, когда в пространстве окружающем эту работу будет порядок. Порядок есть стержень, на который нанизан весь рабочий процесс. В работе дизайнера достаточно одного стержня — Технического Задания. С помощью него можно упорядочить всю работу и превратить ее из творческого хаоса в последовательное созидание.

Информационная функция ТЗ

Основанное преимущество Технического Задания перед другими формами предоставления информации по проекту — ее структурированность. Вы точно знаете, что из Технического Задания вы почерпнете именно ту информацию, которая вас как дизайнера интересует, именно в той форме, в которой вам ее будет легче всего воспринимать, и именно в том количестве, в котором она будет необходима для выполнения заказа.

Еще один плюс — грамотно составленное ТЗ может стать единственным источником информации, необходимым для выполнения проекта. Речь идет о небольших заказах, для которых вербальные контакты клиента и дизайнера не обязательны. Дизайнер, оградивший себя от изматывающего общения по мелочам, высвободит значительное количество времени, которое пригодится для более важных дел.

Чтобы Техническое Задание в полной мере выполняло свою информационную миссию, оно должно быть ориентировано на конкретную задачу. Вместо одной формы ТЗ можно сделать несколько — по одной на каждый вид дизайн-работ, что обеспечит релевантность информации.

Коммуникационная функция ТЗ

Техническое задание может задать нужное направление в работе дизайнера и как следствие способствовать скорейшему принятию макета. Любую дизайнерскую задачу можно решить по-разному, и чем меньше информации на руках у дизайнера, тем более свободен он в выборе решения, тем больше шансов сделать то, что клиент совершенно не приемлет. Подробно составленное техническое задание помогает дизайнеру «почувствовать клиента» и сделать работу, отвечающую вкусам клиента и его представлениям о конечном результате.

Юридическая функция ТЗ

Клиенты имеют нехорошее свойство — страдать кратковременной потерей памяти. Иногда они просто забывают о своих первоначальных требованиях к макету, и в процессе работы или, что хуже, утверждения выставляют новые требования. Техническое задание, а также отработанная схема работы с клиентом (количество вариантов, количество доработок и т.д.) оставляет вам возможность переложить расходы по переделке макета в кошелек клиента.

Следующий момент — всевозможные ошибки на стадии оформления заказа. Ошибки бывают разными, но причина, как правило, одна — неаккуратное оформление заказа. При этом отсутствие технического задания довольно часто является поводом свалить всю вину на дизайнера.

Техническое задание должно содержать следующие разделы:

  • введение;
  • основания для разработки;
  • назначение разработки;
  • требования к программе или программному изделию;
  • требования к программной документации;
  • технико-экономические показатели;
  • стадии и этапы разработки;
  • порядок контроля и приемки;
  • в техническое задание допускается включать приложения.