8. Торговая марка – это любое обозначение или система обозначений фирмы или ее товаров и услуг, выполненных в определенном графическом стиле. С ее помощью можно отделять товары и услуги, производимые одним лицом от, товаров и услуг, производимых другими лицами.
Товарный знак – зарегистрированное в установленном порядке, оригинально оформленное обозначение, необходимое для распознавания товаров и услуг, а также для их рекламы.
Товарный знак может состоять из одного или нескольких характерных слов, букв, цифр, рисунков или изображений, эмблем, монограмм или подписей, цветов или комбинаций цветов, может быть трехмерным. Также может состоять из комбинации вышеописанных элементов.
Товарный знак (знак обслуживания) — официально принятый термин, означающий зарегистрированное в установленном порядке обозначение, призванное отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других лиц.
Синонимами термина товарный знак являются — фирменная марка, просто марка, фирменный знак, эмблема. Словесную часть знака или словесный знак называют так же фирменным названием, или логотипом. Товарный знак не следует смешивать с довольно близким к нему смежным объектом — фирменным наименованием. Фирменное наименование — это название предприятия, которое индивидуализирует организацию, носит бессрочный, неотчужденный характер, особо не регистрируется (металлургический завод, ткацкая фабрика, банно-прачечный комбинат и пр.).
Логотип – это характерно оформленное наименование продукта или название фирмы.
9. Виды товарных знаков:
- Словесные
- Изобразительные (графические)
- Комбинированные
- Знаки особого вида
- Товарные знаки отличаются своей многочисленностью и многообразием. Выделяют пять основных типов товарных знаков
- словесный товарный знак. Характеризуется лучшей запоминаемостью. Может быть зарегистрирован как в стандартном написании, так и в оригинальном графическом исполнении (логотип). Например: IBM и др.
- изобразительный (графический) представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы. Например, изображение пумы как товарного знака одноименной фирмы, производящей спортивный инвентарь; стилизованной старинной ладьи - «АвтоВАЗ»;
- объемный - знак в трехмерном измерении. Например, стилизованная бутылка от «Кока-Колы» (ее форма тоже обеспечена правовой защитой); флакон духов «Дали» и т. д.;
- звуковой товарный знак больше характерен для радиостанций и телекомпаний (например, вступительный такт музыки к песне «Подмосковные вечера» - товарный знак радиостанции «Маяк»). В последнее время данный вид товарного знака все шире используется в рекламной практике других фирм, например, оригинальные музыкальные фразы в фирменной рекламе;
- комбинированные товарные знаки представляют собой сочетания приведенных выше типов. Например, комбинация логотипа и объемной скульптуры группы «Рабочий и колхозница» В. Мухиной - товарный знак киностудии «Мосфильм».
Композиция фирменного знака:
Композиция должна охватываться одним взглядом.
1. Слова из 7-8 букв. Открытые слоги (не более 3-х согласных внутри). Никаких прилагательных, глаголов, в основном именительный падеж.
2. Формальная композиция (абстрактная) – структура знака не связана со смысловым содержанием, нет признаков вызывающих предметные ассоциации.
Знаки-индексы: жестко геометрические формы; аморфные формы; шрифтовые (легко запоминающиеся)
Стилизация – композиция получается в результате выделения, подчёркивания, утрирования определённых свойств и качеств реального объекта.
3. Комбинированные знаки – 2 части (текст и графический знак)
10. Правила разработки товарных знаков:
- Эмоциональная информативность знака. Знак отражает характер деятельности фирмы, даже если это абстрактный графический элемент.
- Привлекательность
- Индивидуальность
- Запоминаемость, узнаваемость (знак лаконичен, но не примитивен; нет мелких деталей)
- Знак должен одинаково хорошо работать и в больших и в малых размерах (регистрация знака 5x5 см).
- Цвет используется чтобы подкрепить концепцию, но знак должен работать в чёрно-белой версии (регистрация в черно-белом цвете).
- Знак – это произведение графического дизайна. Подчиняется всем законам композиции (доминанта, равновесие между элементами, закрытая композиция,охватывается одним взглядом (плотная композиция).