Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

История и философия науки. Часть 1 - Критический рационализм К. Поппера.

Cмотрите так же...
История и философия науки. Часть 1
Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.
Постпозитивистская традиция в философии науки.
Критический рационализм К. Поппера.
Методология исследовательских программ Лакатоса.
Концепция научных парадигм Т. Куна.
Методологический анархизм П. Фейрабенда.
Понятие личностного знания в философии М. Полани.
Интернализм и экстернализм в историко-научном объяснении.
Возникновение науки.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретич. науки.
Становление эксперимен­тального метода и его соединение с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
Возник­новение дисциплинарно организованной науки и ее технологическое применение. Формирование технических наук.
Становление социальных и гуманитарных наук.
Наука и практика.
Научное знание как система.
Структура научного знания.
Классификация наук.
Проблема периодизации истории науки.
Дифференциация и интеграция наук
Математизация научного знания
Спор о природе познания: эмпиризм и рационализм
Общая характеристика эмпирического уровня научного познания.
Общая характеристика теоретического уровня научного познания.
Структура и функции научной теории
Единство эмперического и теоретического
Проблема математизации теории
Эволюция учения о методе в истории философии
Классификация методов научного познания
Общенаучные методы и приемы исследования
Основные модели соотношения философии и частных наук.
Функции философии в научном познании
Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность
Научная картина мира, ее исторические формы и функции
Понимание и объяснение.
Теория познания и социология знания
Возрождение философского реализма и его значение для философии науки
Теоретическое и повседневное в основаниях научного знания
All Pages

 

Критический рационализм К. Поппера.

Поппер Крал Раймунд (1902-1994) – британский философ и социолог, с 1946 до середины 70-х годов – проф. Лондонской школы экономики и политических наук. Испытал влияние логического позитивизма, но свою философскую концепцию – критический рационализм, теорию роста научного знания (фальсификационизм) построил как антитезу неопозитивизму. В противовес стремлению логических эмпиристов сформулировать критерии познавательного значения научных утверждений на основе принципа верификации. Поппер выдвинул проблему демаркации – отделения научного знания от ненаучного. При решении этой проблемы он выступил как крайний антииндуктивист, полагая, что индуктивным методам нет места ни в обыденной жизни, ни в науке. Методом демаркации, по Попперу является фальсификация – принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке.

Согласно Попперу, эмпирический и теоретический уровни знания органически связаны между собой, любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный характер, подвержено ошибкам (принцип «фаллибилизма»).

Отметим, что индуктивизм (эмпиризм) – методологическая программа, обоснованна Фрэнсисом Бэконом. Он отдавал приоритет эксперименту и индукции.

Согласно Попперу, процесс развития научных знаний выглядит следующим образом:

а) выдвижение гипотезы;

б) подтверждение или фальсификация гипотезы;

в) выбор предпочтительной гипотезы;

г) проведение экспериментов, которые подтверждают или фальсифицируют гипотезу;

д) принятие решения о прекращении проверок и объявление теории условно принятой.

«Проблему нахождения критерия, который дал бы нам в руки средства для выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой и «метафизическими» системами, - с другой, я называю, - пишет Поппер, - проблемой демаркации». Поппер, как говорилось выше, отверг индукцию и верифицируемость в качестве критериев демаркации. Защитники этих критериев видят характерную черту науки в обоснованности и достоверности, а особенность ненауки (философии или астрологии) – в недостоверности и ненадежности. Однако, полная обоснованность и достоверность в науке недостижимы. Если система опровергается с помощью опыта, значит, она приходит в столкновение с реальным положением дел.

Исходя из этих соображений, Поппер в качестве критерия демаркации принимает фальсифицируемость, т.е. эмпирическую опровержимость: «…некоторую систему я считаю эмпирической или научной только в том случае, если она может быть проверена опытом. Эти рассуждения приводят к мысли о том, что не верифицируемость, а фальсифицируемость системы должна считаться критерием демаркации. Другими словами, от научной системы я не требую, чтобы она могла быть раз и навсегда выделена в позитивном смысле, но я требую, чтобы она имела такую логическую форму, которая делает возможным ее выделение в негативном смысле: для эмпирической научной системы должна существовать возможность быть опровергнутой опытом…».