Понятие личностного знания в философии М. Полани.
Полани Майкл (1891 – 1976) – англ. ученый, известный своими работами в области философии науки. Выходец из Венгрии. С 1933 г жил в Великобритании, где занимал должность профессора физической химии и социальных наук в Манчестерском университете.
Полани принадлежит ряд оригинальных работ по философии и социологии науки, из которых наиболее известна книга «Личностное знание» (1958). Ее центральная идея состоит в следующем. Наука делается людьми, овладевшими соответствующими навыками и умениями познавательной деятельности, мастерством познания, которые не поддаются исчерпывающему описанию и выражению средствами языка. Поэтому артикулированное научное знание, в частности то, которое представлено в текстах научных статей и учебниках, - это находящаяся в фокусе сознания часть знания. Восприятие смысла всего этого невозможно вне контекста периферического, неявного знания.
Сходным образом дело обстоит и в актах личностного познания. Смысл научных утверждений определяется неявным контекстом скрытого знания, которое имеет инструментальный характер, «знания как это делается», знания-умения в своих глубинных основах задаваемого всей телесной организацией человека как живого существа. Таким образом, смысл научного высказывания неотделим от инструментального знания. А также неотделим от личностной уверенности в истинности, которая вкладывается в научное суждение. Речь идет о том, что процесс «считывания» и артикуляции смысла, находящегося в фокусе сознания, невозможен без целостного, недетализируемого в данный момент, а потому и неартикулируемого контекста. Сторонники Полани называли его позицию «посткритическим рационализмом»: а) науку делают люди; б) люди, делающие науку, не могут быть отделены от производимого ими знания; в) эпистемология «личностного знания» несет мотив научного опыта, как внутреннего переживания.