Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

История и философия науки. Часть 1 - Методологический анархизм П. Фейрабенда.

Cмотрите так же...
История и философия науки. Часть 1
Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.
Постпозитивистская традиция в философии науки.
Критический рационализм К. Поппера.
Методология исследовательских программ Лакатоса.
Концепция научных парадигм Т. Куна.
Методологический анархизм П. Фейрабенда.
Понятие личностного знания в философии М. Полани.
Интернализм и экстернализм в историко-научном объяснении.
Возникновение науки.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретич. науки.
Становление эксперимен­тального метода и его соединение с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
Возник­новение дисциплинарно организованной науки и ее технологическое применение. Формирование технических наук.
Становление социальных и гуманитарных наук.
Наука и практика.
Научное знание как система.
Структура научного знания.
Классификация наук.
Проблема периодизации истории науки.
Дифференциация и интеграция наук
Математизация научного знания
Спор о природе познания: эмпиризм и рационализм
Общая характеристика эмпирического уровня научного познания.
Общая характеристика теоретического уровня научного познания.
Структура и функции научной теории
Единство эмперического и теоретического
Проблема математизации теории
Эволюция учения о методе в истории философии
Классификация методов научного познания
Общенаучные методы и приемы исследования
Основные модели соотношения философии и частных наук.
Функции философии в научном познании
Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность
Научная картина мира, ее исторические формы и функции
Понимание и объяснение.
Теория познания и социология знания
Возрождение философского реализма и его значение для философии науки
Теоретическое и повседневное в основаниях научного знания
All Pages

 

Методологический анархизм П. Фейрабенда.

 

Пол Фейрабенд (р. 1924) – представитель постпозитивистской философии науки. В 50-60 годах примыкал к критическому рационализму. В 70-80 годах Фейрабенд сформулировал концепцию, названную им эпистемологическим, или методологическим анархизмом. Согласно которой в научном познании необходим плюрализм теорий, гипотез и др. форм знаний, для чего следует выдвигать альтернативные, в том числе неподтвержденные и непроверенные, законы и гипотезы. Он считает, что научная рациональность не является лучшей, а тем более единственной формой рациональности. Поэтому источником альтернативных идей могут быть знахарство, шаманство, мистика, вост. культуры, здравый смысл и т.д. По мнению Фейрабенда, язык наблюдений теоретически нагружен, предложения наблюдений зависят от ситуации и не могут быть истинными, а следовательно, невозможно полное эмпирическое подтверждение или опровержение теории. Его методологический анархизм, сформулированный в виде лозунга «все сойдет», включает в себя признание того, что не существует привилегированных норм и всегда найдутся факты и обстоятельства, в которых могут «сойти», пригодиться нормы, стандарты и концепции, отвергаемые в др. условиях.

Таким образом, наука не имеет особого эпистемологического статуса и знания развиваются по принципу резомы (размножения).

Цитата из одной из книг Фейрабенда («Против методологического принуждения», 1975): «…попытка увеличить свободу, жить полной и настоящей жизнью и соответствующая попытка раскрыть секреты природы и человеческого существования приводит к отрицанию всяких универсальных стандартов и всяких косных традиций (понятие традиции введено Куном) (Естественно, это приводит также к отрицанию значительной части современной науки)».

Отметим, что с точки зрения методологии анархизм является следствием двух принципов: принципа пролиферации и принципа несоизмеримости. Согласно принципу пролиферации нужно изобретать и разрабатывать теории и концепции, несовместимые в существующими и признанными теориями, т.е. каждый ученый – человек и может изобретать собственную концепцию, даже если она кажется дикой. Принцип несоизмеримости защищает любую концепцию от внешней критики со стороны др. концепций, так как нет фактов, которые можно было бы противопоставить данной концепции, она формирует свои собственные факты.

История науки подсказала Фейрабенду еще один аргумент в пользу анархизма: нет ни одного методологического правила, ни одной методологической нормы, которые не нарушались бы в то или иное время тем или иным ученым.

В целом, философские взгляды Фейрабенда являются эклектическими, внутренне противоречивыми и страдают элементами субъективизма.