Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

История и философия науки. Часть 1 - Возникновение науки.

Cмотрите так же...
История и философия науки. Часть 1
Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.
Постпозитивистская традиция в философии науки.
Критический рационализм К. Поппера.
Методология исследовательских программ Лакатоса.
Концепция научных парадигм Т. Куна.
Методологический анархизм П. Фейрабенда.
Понятие личностного знания в философии М. Полани.
Интернализм и экстернализм в историко-научном объяснении.
Возникновение науки.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретич. науки.
Становление эксперимен­тального метода и его соединение с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
Возник­новение дисциплинарно организованной науки и ее технологическое применение. Формирование технических наук.
Становление социальных и гуманитарных наук.
Наука и практика.
Научное знание как система.
Структура научного знания.
Классификация наук.
Проблема периодизации истории науки.
Дифференциация и интеграция наук
Математизация научного знания
Спор о природе познания: эмпиризм и рационализм
Общая характеристика эмпирического уровня научного познания.
Общая характеристика теоретического уровня научного познания.
Структура и функции научной теории
Единство эмперического и теоретического
Проблема математизации теории
Эволюция учения о методе в истории философии
Классификация методов научного познания
Общенаучные методы и приемы исследования
Основные модели соотношения философии и частных наук.
Функции философии в научном познании
Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность
Научная картина мира, ее исторические формы и функции
Понимание и объяснение.
Теория познания и социология знания
Возрождение философского реализма и его значение для философии науки
Теоретическое и повседневное в основаниях научного знания
All Pages

 

Возникновение науки.

 

а) Наука в доисторическом обществе и древнем мире.

В доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательным средством дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии. Миф (повествование) – рациональное отношение человека к миру. Магия – сами действия. Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной, символической и иной природы.

б) Основные идеи абстрактно-теоретического мышления в древнегреческой философии. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков появляется архе-первый (начало); физис-природа (то из чего происходит вещь). Начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата теоретического мышления. Там же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход. Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная экономика, греческая религия.

в) Эволюция научной мысли в средние века и новое время. Реконструируется весь корпус знаний. Вместо метафизики выступает теология. Теология – учение и защита учения о Боге. Апологеты (защитники веры) пытаются преодолеть противоречия четырьмя аксиомами логики. Схоластика – школьная философия, стремится рационально обосновать и систематизировать христианское учение. Патристика – совокупность философо-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв, цель – защита и обоснование христианской религии. Теология в средние века продолжила формировать принципы теоретического мышления, изменив механизм получения и формирования сходных принципов, но оставив без изменения схемы вывода и критерии систематизации.

Эпоха ренессанса. В эпоху Возрождения мысль о бесконечности мира в пространстве и во времени выводится из тезиса о безграничном всемогуществе и бесконечности Творца.

Новое время. Яркий представитель науки и основоположник моделирования – Галилей. В природе есть числа. Земное и небесное не различаются принципиально. Галилей впервые осуществил синтез математики, физики и теоретического знания. Возможно движение без действия силы. (По Аристотелю: природа боится пустоты). Аристотель отделил мифы от науки. Галилей выделил естественное направление. Галилей – основоположник экспериментального подхода. В процессе рождения новой физики изменяются понятия математической величины, трансформируются: философский концепт сущности, различение сущности и явления. Рождаются первые теории пространства и времени. Происходит объединение физики, механики, математики. Понятие реальности ввели в 17 в – свойство всех вещей. В Новое время мир рассматривается как единая реальность, где универсальное – закон для всего единичного. Реальность подчинена законам, имеющим математическую природу. Вещь в естествознании лишается онтологического статуса (т.е. вещь не существует, как таковая) и интерпретируется, как одно из проявлений реальности. Происходит создание единой теории природы – единой теории механики. Естествознание надолго становится идеалом и эталоном научности, как таковой.

г) Формирование технических наук на основе синтеза естествознания, математики и техники. Фрэнсис Бэкон (англ. философ, основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени) формулирует главный фактор развития европейской науки и европейского общества – знания сила. Из синтеза математики, физики и техники рождается не только новая наука, но и новая техника, имеющая собственную теорию. Телеология (от греч. конец, цель, завершение и логос – слово, учение) – в общем случае такой способ понимания и объяснения явлений реального мира, при котором важное место отводится понятиям цели, функция. роли, смысла и пр. Телеология знания выстраивается под цель и начинает влиять на развитие фундаментальных наук.

д) Становление социальных и гуманитарных наук. Формирование гуманитарных наук происходит в эпоху Возрождения. Гуманистами называли в средние века людей с неоконченным высшим образованием. Они закончили философский факультет. Гуманист – это преподаватель древнегреческого, классической латыни, моральной философии (моральная философия идет от этики стоиков).