Основные элементы и типы рынков
Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через своих посредников с тем, чтобы продать или купить товары и услуги. На свободном рынке процесс обмена, купли-продажи определяет, кому какие товары следует производить, а так же что и как покупать.
Подходя к понятию рынка более детально, возможно отметить, что рынок состоит из ряда обязательных элементов (каждый из этих элементов, характеризует какую-то одну сторону рынка, в совокупности они описывают весь его комплекс):
покупатель (люди, группы, организации) со своими потребностями;
наличие продавцов, желающих и имеющих возможность продать;
покупательская сила (деньги);
желания (купить);
соответствующие возможности (купить).
Из этого вытекает следующее:
во-первых, важность понимания нужд и потребностей покупателя, так как это ведет непосредственно к акту покупки;
во-вторых, продавцы должны иметь возможность производить товар необходимый покупателям и иметь возможность его реализовывать;
в третьих, рынок может расширяться и сокращаться в зависимости от покупательской способности.
в четвертых, новые рынки могут быть созданы или существующие расширены путем увеличения возможности купить при помощи более широкого распределения.
в пятых, рынки могут быть увеличены, стимулируя желание купить посредством продвижения товара и рекламы.
Рынки и товары можно классифицировать следующим образом (таблица 1)
Ф. Котлер предлагает поставить четыре вопроса, чтобы отнести рассматриваемый рынок к тому или иному классу:
Что покупается на рынке, т.е. предмет покупки?
Почему покупается, т.е. цель?
Кто покупает, т.е. субъект покупки?
Как это покупается?
А. Хоскинг считает, что эти вопросы можно дополнить еще двумя:
Каковы объемы закупок?
Где осуществляется закупка?
Классификация рынков
|
||
Критерии |
Классификация рынков |
|
по использованию товаров |
Потребительский рынок (рынок предприятий, отраслевой рынок) |
|
по поведению покупателей |
Удобный (активный), специальный (с особенностями) рынок, рынок с низкой степенью затруднительного положения, рынок с высокой степенью затруднительного положения. |
|
по физическим свойствам товара |
Рынок скоропортящихся товаров, рынок товаров длительного пользования |
|
по общественному положению |
Рынок предметов роскоши, рынок предметов первой необходимости |
|
по демографическому признаку |
Рынок по возрасту (полу), размерам семьи, образованию, профессии, социальным класса, религии |
|
по географическому признаку |
Региональный, национальный, рынок развитых стран, рынок развивающихся стран и т.п. |
|
по видам сырья |
товарно-сырьевые рынки |
|
|
|
|
Потребительский рынок -- это рынок товаров и услуг, заку-паемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления.
Рынок предприятий подразделяется на три разновидности:
-- рынок товаров промышленного назначения, или производ-ственный рынок;
-- рынок промежуточных продавцов;
-- рынок правительственных учреждений.
Потребительский рынок может быть классифицирован либо по характеристике покупателя, либо по типу продукции.
Классификация по характеристике покупателя допускает раз-личные критерии. Например, население; регион, национальные границы, городской, сельский районы, отдельный район города; определенное число семей, размер семьи; возрастные категории и пол; профессиональные, расовые признаки, национальное происхождение; общественные кланы, религиозные группы, принадлежность к социально-экономическим группам и т. д.
Классификация по типу продукции проводится в зависимости от вида и назначения товаров. Например, рынки пищевых товаров, текстильных товаров и одежды, хозяйственных товаров, мебели, товаров длительного пользования и др.
Рассмотрим подробнее рынок товаров промышленного назначения. Рынок товаров промышленного назначения -- совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляе-мых другим потребителям.
Основными отраслями деятельности, составляющими рынок товаров промышленного назначения, являются: 1) сельское, лес-ное и рыбное хозяйство, 2) горнодобывающая промышленность, 3) обрабатывающая промышленность, 4) строительство, 5) транс-порт, 6) связь, 7) коммунальное хозяйство, 8) банковское, финан-совое и страховое дело, 9) сфера услуг.
По размерам товарной номенклатуры и денежного оборота рынок товаров промышленного назначения превосходит соответст-вующие показатели рынка товаров широкого потребления.
Рынок товаров промышленного назначения обладает определен-ными характеристиками, которые резко отличают его от рынков товаров широкого потребления:
- на нем меньше покупателей. Продавец товаров про-мышленного назначения, как правило, имеет дело с гораздо мень-шим числом покупателей, чем его коллега, предлагающий товары широкого потребления.
- эти немногочисленные покупатели крупнее.
- эти покупатели сконцентрированы географичес-ки. Географическая концентрация производителей способствует снижению издержек. Продавцам товаров промышлен-ного назначения необходимо следить за тенденциями усиления или ослабления географической концентрации.
- спрос на товары промышленного назначения определяется спросом на товары широкого по-требления. Спрос на товары промышленного назначения в конечном счете проистекает из спроса на товары широкого по-требления.
- спрос на товары промышленного назначения не-эластичен. Для общего спроса на многие товары и услуги , промышленного назначения (в отличие от спроса со стороны отдельной фирмы) характерна низкая ценовая эластичность. Это означает, что изменение цен не влечет за собой сильных колебаний общего спроса.
- спрос на товары промышленного назначения рез-ко меняется. Спрос на товары и услуги промышленного назначения обычно меняется быстрее, чем на товары и услуги широкого потребления.
- покупатели товаров промышленного назначе-ния-профессионалы.
Отличия, существующие между потребительским рынком и рынком предприятий, характеризуются в нижеследующей таб-лице.
|
||
Потребительский рынок |
Рынок предприятий |
|
1. Первородный (естественный) спрос 2. Значительный масштаб гибкости 3.Знания о продукции весьма варьируются 4.Значительное число партнеров (отдель-ные лица, группы и т. д.) 5.Определенная региональная концентра-ция отдельных сегментов рынка (но не всегда явная) |
Производный спрос (например, за счет роста доходов) Спрос сравнительно жесткий Рынок в основном известен Несколько хозяйствующих субъ-ектов Региональная концентрация от-дельных отраслей |
|
|
|
|
Первородный/производный спрос. Первопричиной любого спроса является покупатель. Поэтому спрос на продукцию рынка предприятий (в частности, товаров промышленного назначе-ния) -- лишь производный от потребительского спроса на про-дукцию в целом, частью которой являются промышленные товары. Например, покупателям необходимы автомобили, авто-мобилестроению -- сталь, следовательно, спрос на сталь со сто-роны автоиндустрии произведен от потребительского спроса на автомобили.
Гибкость характе-ризует степень изменения спроса в зависимости от колебаний цены.
Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. В аспекте этих соображений рассмотрим последовательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению.