Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по дисциплине Конъюнктура товарных рынков - Показатели состояния внутреннего товарообмена

 

 

 

Показатели состояния внутреннего товарообмена


Обращение к изучению проблем межрегионального товарообмена и разработке  мер  государственного воздействия на экономические условия функционирования 
и структуру МТР 
в целях развития  конкуренции  должно иметь  на региональном уровне достаточно веские побудительные причины, поскольку связано с расходованием ресурсов. 
Индикаторами экономической неэффективности    межрегиональных    связей,   свидетельствующими о необходимости государственного вмешательства,  
могут служить следующие факторы:
     - превышение     совокупного     индекса     цен     региональных товаропроизводителей  над  отраслевым  сводным  индексом  цен  или цен поставщиков 
над средними по Российской Федерации ценами;
     - превышение  темпа роста цен на товары рассматриваемой группы на региональном рынке над темпом инфляции;
     - более    высокая    отпускная    (розничная)    цена    товаров рассматриваемой  группы  по  сравнению   с   соседними   территориями, расположенными в 
похожих природно-климатических условиях;
     - сокращение объемов поставок товаров рассматриваемой  группы  на местный   (локальный)   рынок   при  наличии  спроса  по  сравнению  с аналогичным
 периодом прошлого года
 (по сравнению с предыдущим месяцем, кварталом);
     - превышение производственного потенциала над  емкостью  местного (локального) рынка и его недоиспользование;
     - низкое  качество  продукции,   поставляемой   на   региональный (локальный) рынок;
     - наличие   неудовлетворенной   потребности   в    товарах,    не производимых по той или иной причине в регионе;
     - экономическое  преимущество  ввоза  продукции  по  сравнению  с собственным производством и его недоиспользование;
     - низкая конкурентоспособность региональных товаропроизводителей;
     - вытеснение   местных  (внешних)  поставщиков  (потребителей)  с регионального товарного рынка;
    - систематические  злоупотребления  внешних  (местных) поставщиков (потребителей) доминирующим  положением  на  региональном  (локальном) товарном рынке.
     3.3. Перечисленные индикаторы прямо  или  косвенно  характеризуют недостаточность   развития   межрегионального  товарообмена  и  МТР  и наоборот -  
развитие  межрегионального  товарообмена  и  МТР  является продуктивным  и  иногда  единственным способом повышения эффективности региональной экономики, 
 решения проблем местных (локальных)  товарных рынков.
     3.4. Рекомендуемыми  организационными   формами   решения   задач развития  межрегионального  товарообмена,  МТР  и  конкуренции  на них являются:
     а) контроль деятельности доминирующих на межрегиональных товарных рынках хозяйствующих субъектов с включением их в Реестр  хозяйствующих субъектов, 
 имеющих  долю  на  рынке  определенного  товара более 35%, причем в границах МТР;
     б) разработка    мероприятий    по    развитию   межрегионального товарообмена;
     в) разработка  соответствующих  целевых  программ по формированию конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках.
     3.5. В  силу  общности  индикаторов экономической неэффективности межрегионального товарообмена и МТР,  
а  также  роли  межрегионального товарообмена  в  развитии  МТР  целесообразно объединение мер развития межрегионального товарообмена и МТР в одной целевой
 программе.

 

Показатели внутреннего товарооборота. В группу этих показателей входят:

  • В странах Запада широко используется показатель "продажа автомобилей", по нему оценивается уровень покупательной способности населения. Этот показатель в российской статистике не рассчитывается, вместо него можно использовать удельный вес расходов населения на непродовольственные товары в общей сумме расходов на потребление. Если действительно нужны данные о расходах на автомобили, публикуются данные, по которым можно составить тренды обеспеченности населения автомобилями.
  • Розничный товарооборот. Это объем продажи населению товаров через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Обороты розничной торговли являются одним из важнейших конъюнктурных показателей, дающих возможность оценить изменения в платежеспособном спросе населения. Сокращение оборота розничной торговли, уменьшение продаж универмагов свидетельствуют о понижении платежеспособного спроса населения. И наоборот, расширение продаж говорит о повышении спроса в стране. Розничная торговля в ходе цикла развивается параллельно промышленному производству. В фазе подъема, когда промышленное производство расширяется, растут и обороты торговли, в фазе кризиса происходит сокращение и производства, и торговли. Объем розничного товарооборота по официально учтенным предприятиям определяется на основе отчетных данных этих предприятий об объеме товаров, продаваемых ими населению. Объем продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках определяется по данным таможенной статистики. Товарооборот городского рынка по продаже сельскохозяйственной продукции определяется по данным статистической отчетности, охватывающей рынки 132 крупных городов России. Разница расчета этого показателя в России и в развитых странах состоит в том, что в развитых странах этот показатель рассчитывается по данным выборочных обследований, затем эти результаты выборочных обследований переносятся на генеральные совокупности. В России он рассчитывается на основе сплошной отчетности предприятий.

На Западе эти показатели публикуются в определенный день месяца, а, например, в Великобритании даже в определенное время. В России эти показатели публикуются нерегулярно и с большим запозданием.

  • Личные доходы и потребительские расходы. Структура денежных доходов и расходов населения публикуется в статсборниках. В основу ее положены данные выборочных обследований потребительских бюджетов, проводимых органами российской статистики.
  • Строительство жилья. В российской статистике нет аналога. Можно использовать показатели ввода в действие жилых домов (квадратных метров площади) и числа построенных квартир. В США этот показатель публикуется один раз в месяц.
  • Индекс потребительских цен (ИПЦ). ИПЦ рассчитывается как сводный индекс, кроме того, в настоящее время имеются индексы отдельных его компонентов: индекс цен на продовольственные товары, индекс цен на непродовольственные товары и индекс цен на услуги. В оперативной информации Госкомстата есть еженедельные данные об индексе потребительских цеп на набор из 19 основных продуктов питания, что является оперативной характеристикой инфляции. Сводный ИПЦ рассчитывается как индекс цен Ласпейреса, то есть состав потребительской корзины фиксируется на уровне какого-то базисного периода. В настоящее время состав этой потребительской корзины пересматривается один раз в год.
  • Индекс дефлятор ВВП. Это наиболее общий индикатор инфляции, поскольку он измеряет динамику цен на все товары и услуги (как производственного назначения, так и потребительские). Рассчитывается по формуле Пааше, то есть количество произведенной продукции фиксируется на отчетный период.
    При расчете индекса дефлятора валовой внутренний продукт разбивается на отдельные компоненты, затем каждая из компонент дефлятируется с помощью индекса цен, который рассчитывается для этой компоненты, и дефлятированные значения этой компоненты вновь собираются, складываются и получается объем ВВП в ценах базисного года. В этом большое различие индекса потребительских цен от индекса дефлятора. В России определяется один раз в год.
  • Продажа нового жилья. Определяется общая стоимость проданного нового жилья. В российской официальной статистике не рассчитывается. Возможна приблизительная оценка путем умножения общей площади введенных в действие жилых домов (квадратных метров) на рыночную цену 1 кв. м общей площади. В данном случае показатель лучше рассчитывать дифференцированно по регионам.
  • Товарные запасы и объем продаж в промышленности. Характеризует товарные запасы (наиболее важным является их изменение), а также общий объем продаж производителей, объемы оптовой и розничной продажи. В российской статистике не рассчитывается.
  • Потребительский кредит. Данные об объеме выданных населению кредитов по следующим направлениям: покупка автомобиля, покупка дома, прочие цели. В российской статистике не рассчитывается. В качестве приблизительной оценки можно использовать объем кредитов, предоставленных коммерческими банками предприятиям, организациям и населению.
  • Цены на сельскохозяйственную продукцию. Публикуются два индекса цен. В США публикуется индекс цен на сельскохозяйственную продукцию отдельно по продукции растениеводства и животноводства. Российский аналог - индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции заготовительным организациям. Можно также рассчитывать на основе данных об индексе продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах и индексе физического объема сельскохозяйственной продукции.