Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по дисциплине Конъюнктура товарных рынков - Индекс цен производителей промышленной продукции

 

 

 

Индекс цен производителей промышленной продукции

 

Индекс цен производителей промышленной продукции отражает динамику цен промышленной продукции, изготовленной предприятиями, без учета налога на добавленную стоимость и акцизов.

Индекс цен производителей - показатель среднего уровня изменения цен на сырье, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Используется для пересчета в сопоставимые цены максимально детализированных компонентов ВНП.

Система показателей статистики цен производителей промышленной продукции характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей:

- индексы цен производителей промышленной продукции (ИЦП) характеризуют изменение цен во времени при неизменной структуре производства;

- средние цены производителей помимо непосредственно ценового фактора складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, изменения доли производства товаров в различных промышленных организациях и с различным уровнем цен, сезонных их колебаний и т.д.

1. Назначение индекса цен производителей

Индекс цен производителей промышленной продукции рассчитывается на основе зарегистрированных цен на товары-представители в базовых промышленных организациях. Он используется для изучения и характеристики ценовых процессов в экономике, сравнительного анализа изменения цен на продукцию отдельных отраслей промышленности, при переоценке основных фондов, проведении приватизации, пересмотре ставок арендной платы, индексации задолженности между промышленными организациями. ИЦП применяется при выполнении различных экономических расчетов и прогнозировании на макроуровне, для оценки в неизменных ценах объемов промышленного производства и валового внутреннего продукта и т.д.

2. Основные этапы формирования индексов цен производителей промышленной продукции

Построение ИЦП состоит из следующих этапов:

- отбор товаров-представителей, участвующих в построении ИЦП;

- отбор базовых промышленных организаций, на которых проводится наблюдение за ценами производителей;

- определение порядка регистрации и сбора ценовой информации;

- выбор системы взвешивания показателей для исчисления сводных индексов цен различных уровней агрегации;

- выбор формулы расчета ИЦП.

Индекс цен на групповые перевозки

 

Индекс тарифов на групповые перевозки дает оценку изменения транспортных тарифов за услуги по перевозке пассажиров различными видами транспорта. Эти индексы исчисляются по результатам наблюдения за ценами и являются основным способом получения данных о динамике цен.

Индексы тарифов на грузовые перевозки предназначены для оценки темпов изменения тарифов на перевозку грузов отдельными видами транспорта и в разрезе видов сообщения, а также для определения индексов-дефляторов, которые используются для исчисления темпов роста (снижения) валового внутреннего продукта (ВВП) в сопоставимых ценах и других макроэкономических показателей. Они используются для характеристики ценового (тарифного) фактора в изменении доходов транспортных организаций от перевозки грузов различными видами транспорта. Индексы тарифов на грузовые перевозки применяются при выполнении различных экономических расчетов и прогнозирования на макроуровне.

Индексы тарифов на грузовые перевозки позволяют определить их изменение за отчетный период без учета изменения за этот период структуры перевезенных грузов по разнообразным признакам: по виду груза, размеру отправки, скорости доставки, расстоянию перевозки, территории перевозки, типу подвижного состава, степени использования его грузоподъемности и т. п.

Сводный индекс тарифов на грузовые перевозки всеми видами транспорта определяется на основании индексов тарифов на транспортировку грузов следующими его видами: железнодорожным, трубопроводным, морским, внутренним водным, автомобильным и воздушным.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНДЕКСОВ ТАРИФОВ НА ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Построение индексов тарифов состоит из следующих этапов:

· отбор услуг-представителей для наблюдения изменения уровня тарифов;

· отбор базовых транспортных организаций, в которых проводится регистрация тарифов;

· определение порядка регистрации тарифов;

· выбор системы взвешивания индивидуальных индексов тарифов для исчисления сводных месячных индексов тарифов различных уровней агрегации;

  • выбор формулы расчета месячных индексов тарифов.