Методы исследования отраслевой структуры
При анализе структуры рынка часто используются количественные методы оценки уровня его концентрации. Концентрация продавцов отражает относительную величину и число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем сильнее отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации. Первоначально следует определить, что служит показателем размера фирмы и каковы границы рынка.
В качестве показателя, определяющего размер фирмы, может служить доля продаж фирмы в общем объеме реализации, или доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данной продукции, или доля стоимости активов фирмы в общей стоимости активов всех фирм и т.п.
Существуют и различные критерии выделения рынка 1. В курсе микроэкономики мы отождествляли понятия "рынок" и "отрасль". Однако различия между ними основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий, и отождествлять эти понятия для целей определения уровня концентрации не следует. Для упрощения в качестве взаимозаменяемых понятий могут рассматриваться иногда лишь рынок и подотрасль на основании производства близких товаров-заменителей. В качестве границ рынка могут использоваться:
- товарные (продуктовые) границы;
- временные;
- географические границы.
В каждом конкретном случае необходимая широта или узость границ зависит от особенностей товара и целей анализа. Легко можно ошибиться при определении границ рынка как в сторону уменьшения его, так и слишком расширенного толкования. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определены, чем для товара текущего потребления. Однако кроме особенностей товара необходимо исходить и из целей исследования.
Например, если производство медикаментов рассматривается с целью улучшения политики медицинского обслуживания населения, то рынок медицинской продукции следует определить достаточно широко, то есть одновременно рассматривать производство всех видов фармопродукции, медтехники и рынок медицинских услуг. Однако если анализируется слияние двух компаний, производящих медикаменты, в этом случае рынок трактуется в узком смысле, возможно, даже с учетом профиля медикаментов.
Рассмотрим конкретные показатели уровня концентрации рынка.
1. Для характеристики концентрации на рынке может служить показатель размера крупнейших фирм, называемый пороговой долей рынка.
По первому российскому закону 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в первоначальной редакции, если доля предприятия на данном рынке превышала 35%, то это предприятие включалось в Государственный реестр предприятий-монополистов.
По новой редакции (1995 г.) безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% рынка.
Фирма, имеющая на рынке пороговую долю от 35 до 65%, также может быть признана монополистом, если антимонопольные органы докажут, что она занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет им.
Государственный комитет по антимонопольному законодательству в 1995 г. возбудил 692 дела по злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Наиболее типичные нарушения антимонопольного законодательства:
- навязывание невыгодных условий договора;
- установление монопольно высоких цен;
- нарушение установленного порядка ценообразования.
В некоторых странах пороговая доля рынка устанавливается не только для продавцов, но и для покупателей, по нашему же законодательству - только для продавцов.
Данный показатель как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что применяется к отдельному преудприятию и не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Для этой цели служат другие показатели.
2. Индекс концентрации (concentration ratio - CR). Характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т.п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.
Например, для трех крупнейших фирм
где ki - доля i-й фирмы в отрасли в %.
Если индекс концентрации приближается к 100%, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим больше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный.
Однако индекс концентрации не учитывает особенности рыночной структуры всей отрасли. Например, если мы анализируем две отрасли и в каждой из них четыре крупнейшие фирмы производят 60% всей продукции отрасли, то получаем одинаковый индекс концентрации. Тем не менее рыночная ситуация в них может быть различна, так как в одной отрасли всего 10 фирм, а в другой 100. Кроме того, и в самом "ядре" рынка может быть различное распределение долей. Четыре фирмы по 15% - равное распределение или 35, 10, 10 и 5% - явное доминирование ведущей фирмы.
Не учитывает данный показатель и долю рынка, покрываемую за счет импорта, поэтому он может показать завышенный уровень концентрации отрасли. По этой же причине он неприменим к оценке региональных и местных рыночных структур.
Тем не менее данный показатель приемлем в качестве грубого индикатора, характеризующего наличие в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной и монополистической конкуренции, или в качестве дополнительного показателя, применяющегося совместно с другими показателями концентрации.
3. Индекс Линда
Применяется в Европе (в странах ЕС). Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких (т) крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на "окраине" рынка. Однако в отличие от него индекс Линда ориентирован на учет различий в "ядре" рынка.
Для двух крупнейших фирм он равен процентному отношению их рыночных долей:
Если k1 = 50%, k2 = 25%, то IL= 200%.
Для трех крупнейших фирм индекс Линда определяется по формуле:
320
Для четырех фирм:
4. Индекс Херфиндаля-Хиршмана
В США с 1982 г. официальная статистика полностью отказалась от индекса концентрации. При проведении антимонопольной политики стали использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI).
Его можно также рассматривать как индекс концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение "рыночной власти" между всеми субъектами данного рынка.
Показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:
где ki - доля i-й фирмы в отрасли в %;
n - количество фирм в отрасли, часто берут n = 50.
Максимальное значение соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой.
В этом случае очевидно:
ННI = 100% 2=10 000.
Если число фирм больше единицы, то HHI может принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей.
Данный индекс используется в США в качестве ориентира для определения возможности слияния фирм. Если HHI < 1000, рынок считается неконцентрированным, и слияния беспрепятственно допускаются. Если 1000 < HHI 1800 - рынок высококонцентрированный. В этом случае слияние фирм разрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50 пунктов (в результате слияния); если индекс увеличивается от 50 до 100 пунктов, назначается дополнительная проверка; если более 100 - слияние запрещается.
Анализ состояния конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Российской Федерации свидетельствует о том, что, несмотря на относительно невысокие показатели концентрации производства по отраслям, на уровне подотраслей, особенно монопродуктовых, наблюдается все еще опасный уровень концентрации. Это позволяет определить "зоны риска" - подотрасли, товарные группы, где в первую очередь необходим контроль со стороны антимонопольных органов, в том числе при решении вопросов о создании, слиянии, присоединении, преобразовании и ликвидации хозяйствующих субъектов.
В отечественной практике оценка состояния концентрации на товарных рынках определяется по значениям индексов концентрации для трех крупнейших фирм и Херфиндаля-Хиршмана.
При CR3<45%, HHI<1000 концентрация считается нормальной, при 45%3<70%, 1000 < ННI< 2000 - средняя степень концентрации, высокая степень концентрации достигается при CR3>70%, HHI>2000.
В подавляющем большинстве отечественных промышленных отраслей более 1/3 подотраслей относится к высококонцентрированным, именно они требуют пристального внимания антимонопольных органов. Так, химическая и нефтехимическая промышленность в целом остаются в классификационной группе высококонцентрированных рынков, при этом 10 подотраслей образуют высококонцентрированные рынки, 11 - умеренно концентрированные и 8 - неконцентрированные. Однако производство автомобилей и сельскохозяйственное машиностроение переместились из группы высококонцентрированных рынков в группу умеренно концентрированных. В группу неконцентрированных рынков переместились производство тракторов и подшипниковая промышленность.
В табл. 16.4 приведены некоторые данные о концентрации производства в Российской Федерации в 1993 г. в отраслевом и продуктовом разрезе 1.
Таблица 16.4
По результатам анализа количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку, оценивается наличие и степень развитости конкуренции. При заключении о целесообразности вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.
Другой важнейшей характеристикой концентрации производства являются коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе. Подобные показатели, в отличие от отраслевых, не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.
Товарная номенклатура, по которой Госкомстатом России проводятся расчеты коэффициентов концентрации, в целом соответствует номенклатуре основного промышленного производства и может быть базой для индикативной характеристики степени монополизации российской промышленности.
Позитивные тенденции (некоторое снижение уровня концентрации) связаны:
- по продукции металлургической промышленности - с активизацией промышленного производства в данном секторе экономики;
- по продукции транспортного машиностроения (вагоны) и автоматическим телефонным станциям - с расширением числа отечественных производителей данной продукции, возникновению конкуренции;
- по бытовым швейным машинам, бытовым морозильникам - за счет расширения производителей по конверсионным программам.
Негативные тенденции повышения уровня концентрации наблюдаются:
- по продукции химического комплекса - в связи с отсутствием программы демонополизации;
- по продукции сельхозмашиностроения - с крайне низкой платежеспособностью потребителей данной продукции, сокращением объемов производства и концентрацией его на отдельных специализированных предприятиях.
Принято считать, что российская экономика характеризуется высокой степенью концентрации производства и монополизированности рынка в национальных масштабах. Однако реальная ситуация не столь однородна. Монополий национального масштаба относительно немного. Более характерны для экономики страны другие модели:
- локальный монополизм (монопсонизм) в масштабах региональных товарных рынков, характерным примером являются предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию;
- олигополия - наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение (производство легковых автомобилей);
- наличие одного доминирующего предприятия и небольших предприятий-аудсайдеров (концерн "Газпром").
Индекс Херфиндаля-Хиршмана как показатель уровня концентрации связан с показателем монопольной власти Лернера, и данное свойство широко используется в экономических исследованиях. В курсе микроэкономики индекс, характеризующий монопольную власть, определяется как величина, на которую цена превышает предельные затраты:
где eD - эластичность спроса по цене на продукцию данной фирмы.
Значение индекса Лернера можно прямо связать с индексом Херфиндаля-Хиршмана для олигополистического рынка, предположив, что он описывается моделью Курно (см. курс "Микроэкономика").
В этом случае для отдельной фирмы индекс Лернера будет вычисляться по формуле: 1
Li = -ki / еD,
где ki - рыночная доля фирмы;
eD - показатель эластичности рыночного спроса.
Тогда средний для отрасли индекс (когда весами служат доли фирм на рынке):
L = - HHI / eD.
Существует также зависимость индекса Лернера от уровня концентрации с учетом согласованности ценовой политики фирм:
для фирмы - Li = - b / eD - (1- b)ki / еD;
для отрасли - L = -b / eD - (l - b)HHI / eD,
где b - показатель согласованности ценовой политики фирм (степень сговора), принимающий значения от 0, что соответствует взаимодействию фирм по Курно, до 1, что соответствует заключению картельного соглашения.
Чем выше показатель согласованности ценовой политики, тем меньше зависимость индекса Лернера для фирмы от доли ее на рынке, а для отрасли - от уровня концентрации продавцов.