Предмет, содержание и задачи общей гигиены. Методы исследований.
Связь гигиены с биологическими, клиническими и другими дисциплинами.
Гигиена – наука изучающая закономерности влияния окружающей среды и образа жизни на организм человека и разрабатывающая мероприятия направленные на предупреждения заболеваний и сохранение здоровья человека.
Цель: предупреждение отрицательного влияния факторов окружающей среды и усиления их возможного положительного воздействия.
Предмет гигиены – человек и окружающая среда, которую определяют природные, бытовые, социальные и производственные факторы.
Гигиена ставит целью предупреждение болезни, поэтому объект ее внимания – здоровый человек, разрабатываются профилактические мероприятия для большой группы людей. Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены. Между ними существует тесная связь. Гигиенисты должны проводить санитарные мероприятия.
Задачи.
1. Изучение закономерностей влияния факторов окр. среды на организм человека.
2. Обоснование оптимальных и допустимых уровней воздействия факторов среды
3. Внедрение гигиенических рекомендаций в практику, проверка их эффективности их совершенствования.
4. Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшие и отдаленные перспективы.
Содержание гигиены.
1.Коммунальная гигиена – изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для создания оптимальных условий проживания.
2.Гигиена питания – изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их количестве и оптимальном соотошении в зависимости от условий труда и быта, разрабатывает меры профилактики элементарных заболеваний(ССС, СД).
3.Гигиена труда - изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывает меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждении профессиональных болезней.
4.Радиационная гигиена – изучает влияние ионизирующих излучений на человека и разрабатывает сан.гигиенические меры и нормативы, направленны на предупреждение развития заболеваний.
5.Гигиена детей и подростков – изучает влиянии факторов окруж среды на организм детей и разрабатывает гигиенические меры с целью создания гигиенических условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей.
6.Военная гигиена направлена на сохранение и повышение боеспособности личного состава.
7.Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
Общая гигиена – раскрывает основные положения учения об окр.среде, закономерностях влияние природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а так же определяет направления оздоровительных мероприятий.
Методы исследования.
1.Методы санитарного обследования – изучение влияния жизни на здоровье населения. Позволяет охарактеризовать состояние объекта наблюдения, наметить объем и характер лабораторных исследований. Санитарному описанию подвергаются: объекты окруж среды, условия жизни и труда населения(водоисточники, почва,воздушная среда, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха населения)
2.Физические методы – используют для изучения физ факторов среды: микроклимат, различные виды излучений, механические электромагнитные колебания. Например: спектрографический анализ позволяет обнаружить ничтожное количество посторонних примесей различных элементов в основном продукте. С помощью люминесцентного анализа можно определить качество пищевых продуктов. Радиометрические и дозиметрические методы исследования стали основными в новой отрасли гигиены — радиационной гигиене.
3.Химические методы - изучении химического состава воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов; они особенно широко применяются для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных токсичных веществ, поступающих в биосферу в малых количествах. Химическим методам свойственна высокая чувствительность, позволяющая определять в некоторых случаях миллионные доли миллиграмма вещества на единицу объема воздуха, воды или единицу массы какого-либо продукта.
С помощью химических методов при санитарно-гигиенических исследованиях определяют не только химический состав того или иного объекта, но и примеси, не свойственные природному составу, которые могут оказывать прямое неблагоприятное воздействие на организм или служить показателем санитарного неблагополучия изучаемого объекта. Например, Определение в воздухе жилых помещений повышенного содержания диоксида углерода свидетельствует о санитарном неблагополучии, в частности о неудовлетворительной вентиляции помещения. Следует подчеркнуть, что с помощью химических методов установлен и такой важный факт, как миграция по пищевым цепочкам некоторых ядохимикатов, широко применяемых в настоящее время в сельском хозяйстве. В частности, ДДТ обнаруживался не только в почве и растениях, но и в организме животных и человека. Этот препарат находили даже в рыбе, вылавливаемой в морях и океанах.
4.Биологические методы исследования можно разделить на собственно биологические и бактериологические. Под собственно биологическими методами следует понимать такие исследования объектов окружающей среды, в процессе которых определяют микро- и макроорганизмы и вещества животного и растительного происхождения, характеризующие санитарное состояние объекта. К биологическим методам относятся также гельминтологические исследования, позволяющие выявить жизнеспособные яйца гельминтов в различных объектах окружающей среды (почва, вода), что дает основание судить о степени их фекального загрязнения и непосредственной опасности заражения гельминтами.
Бактериологические методы в практике санитарно-гигиенических исследований часто имеют первостепенное значение, поскольку с их помощью можно не только определять общую обсемененность изучаемого объекта, но и выделять и идентифицировать санитарно-показательные микроорганизмы. Бактериологический анализ имеет важнейшее значение для оценки пищевых продуктов (молоко, мясо, готовая пища), так как при определенных условиях количество микроорганизмов в них может достигать колоссальных величин и вызывать порчу продуктов, а иногда и пищевые отравления. К числу объектов санитарного надзора относятся предприятия промышленности, транспорта, сельского хозяйства, общественного питания, торговли, жилые дома, детские учреждения, новые виды посуды, тары, оборудования и упаковок из полимерных материалов, детские игрушки, книги, одежда.
5.Эпидемиологический метод — изучение изменений здоровья населения под влиянием эндо- и экзогенных факторов, которые вкл анализ мед учетных и отчетных документов при проведении одномоментных мед обследовании населения и длительных наблюдений в амбулаторных и стационарных условиях с последующим расчетом показателей здоровья населения. Существует два типа «поперечных»(одномоментных) исследований: сравнивают уровень здоровья лиц основной и контрольной групп или определяют различия в уровнях воздействия факторов у больных и здоровых.
6.Санитарно-статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных официальных учетных документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения. Учитывают заболеваемость, демографические показатели естественного движения населения, физическое развитие детей и подростков, уровни инвалидности и др.
7.Клинические методы исследования широко используются для оценки состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию различных факторов окружающей среды. Клинические методы находят широкое применение не только для определения выраженных клинических нарушений, но и для выявления преморбидных состояний у практически здоровых людей. При этом используют биохимические, иммунобиологические и другие тесты. Особое место занимают клинические методы при изучении профессиональной патологии рабочих, выявлении ранних признаков заболевания и обосновании необходимости проведения профилактических мероприятий.
8.Методы гигиенического эксперимента ставят своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека или животных. В натурных условиях влияние окружающей среды на здоровье, конечно, не может моделироваться на человеке. В связи с этим трудно вычислить значимость какого-то одного фактора при изучении состояния здоровья людей, проживающих на территориях с различным уровнем загрязнения атмосферного воздуха; рабочих промышленных предприятий, в воздухе которых содержатся иногда сотни различных веществ; школьников и учащихся профессионально-технических училищ с различным режимом обучения, питания и др.
Метод лабораторного эксперимента позволяет моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Примером может служить изучение на лабораторных установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ (пестицидов, минеральных удобрений, макро- и микроэлементов, тяжелых металлов, радиоактивных веществ). Эксперименты проводятся на лабораторных животных, а в отдельных случаях при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ, на добровольцах. Это требует соответствующего разрешения специального комитета при Минздраве РФ.
Связь гигиены с др науками:
1.Блок наук, использующих для получения знаний об окр среде – география, геология, геофизика, радиология, климатология.
2.Блок наук, испл.для получения знания о здоровье человека – анатомия, физиологии, биохимии и патано.
3.Блок наук, испл.при проведении гигиенических исследований – физ, хим, биология, микробиология, математика
4.Блок наук, испл. гигиенические знания для профилактики – хирургия, терапия, инфекционные болезни.