Гигиеническая характеристика основных источников загрязнения атмосферного воздуха.
В состав воздушной среды постоянно входят разнообразные посторонние включения, попадающие в него из различных источников. С течением времени в результате деятельности человека, направленной на развитие технического прогресса, количество таких посторонних примесей к воздушной среде увеличивается.
Все загрязнения воздушной среды можно разделить на три вида:
2. Твердые (пыль).2. Жидкие (пары).3. Газообразные.
Наибольшее практическое значение имеют пылевые загрязнения, выбрасываемые в воздух энергетическими системами, поскольку количество последних постоянно возрастает. Особенно много твердых загрязнений поступает в воздух при сжигании твердого топлива (угля). При этом в воздух выбрасываются: 1) зола(негорючие примеси к углю);2) недожог(несгоревшие частицы угля);3) сажа (продукт неполного сгорания угля.Она является наиболее патогенным компонентом из твердых выбросов, так как содержит смолистые вещества, среди которых имеют место и канцерогенные).
Атмосферную пыль разделяют на следующие категории:
а) собственно пыль (оседает с ускорением, величина частиц 100-10 микрон);
б) облака или туманы (оседает с постоянной скоростью, величина частиц 10-0,1 микрон);
в) дым (не оседает, а находится постоянно в состоянии броуновского движения, величина частиц менее 0,1 микрона).
Степень дисперсности пылевых частиц имеет также значение с точки зрения проникновения их в дыхательные пути. Самая крупная пыль (величина частиц более 10 микрон) в основном задерживается в верхних дыхательных путях и выводится с секретом слизистых оболочек. Более глубоко проникает пыль с величиной частиц от 5 до 10 микрон. Наиболее опасной считается пыль с величиной частиц менее 5 микрон, которая проникает в альвеолы.
Источниками газообразных загрязнений воздуха являются в основном промышленные предприятия и отопительные системы, в которых сгорает уголь, также транспорт, использующий двигатели внутреннего сгорания. Уголь содержит в себе в качестве постоянной примеси серу, которая при сгорании угля окисляется до сернистого газа. Автомобильный транспорт, широко распространенный в современных городах, является основным источником загрязнения воздуха окисью углерода. Кроме этого, транспорт выбрасывает в воздух разнообразные окислы азота,двуокись углерода, недосгоревшие углеводороды, озон и др. газы. Число автомобильного транспорта постоянно растет, и в настоящее время количество автомобилей в мире сопоставимо с количеством населения.В результате этого в воздухе крупных городов с интенсивным автомобильным движением концентрация окиси углерода значительно превышает предельно допустимые нормы. Жидкие загрязнения образуются в воздухе за счет взаимодействия газообразных загрязнений с атмосферной влагой. В результате, например, из сернистого газа, образуются кислоты, содержащие серу, которые затем выпадают из атмосферы в виде кислотных дождей. Высокие степени загрязнения атмосферы принято называть сейчас токсическими туманами или смогами.
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ АТМОСФЕРЫ
1. Экономический ущерб. При выбросах загрязнений в атмосферу происходит значительная потеря топлива, продукции и других ценных компонентов (недожога, продуктов неполного сгорания, цемента, сернистого газа, окиси углерода и т.д.). Выбрасываемые продукты часто являются агрессивными и способствуют более быстрому разрушению строительных конструкций. При этом происходит повреждение растительности.
2. Влияние на микроклимат населенных мест. Так как пылевые частицы в воздухе являются ядрами конденсации влаги, при увеличении количества выбрасываемых загрязнений увеличивается число туманов, снижается интенсивность солнечной радиации.В результате снижается биологическое влияние солнечной радиации, общая резистентность организма, а также степень освещенности.
3. Влияние на санитарно-гигиеническое состояние населения. Загрязнения атмосферы увеличивают загрязнение окон, квартир, одежды, белья, что в конечном счете также сказывается на состоянии здоровья людей.
4. Самое важное — это непосредственное влияние на состояние здоровья человека. Увеличивается число кожных заболеваний, заболеваний слизистых оболочек дыхательных путей и глаз, злокачественных новообразований в легких, резко обостряются различные хронические заболевания, снижается общая резистентность организма.
ПДК (предельно допустимые концентрации)— это концентрации, которые не оказывают на человека ни прямого, ни косвенного вредного и неприятного действия, не снижают его трудоспособности, не влияют отрицательно на его самочувствие и настроение. Существуют две категории ПДК: максимально разовые и среднесуточные. САМООЧИЩЕНИЕ ВОЗДУХА за счет следующих факторов:
1 ) разбавление (прямо пропорционально квадрату расстояния);
2) седиментация (крупные частицы оседают ближе, мелкие — дальше от
источника выбросов);
3) извлечение атмосферными осадками;
4) извлечение зелеными насаждениями;
5) химические процессы нейтрализации.
Меры по охране чистоты атмосферного воздуха:
1. Планировочные.
2. Технологические.
3. Санитарно-технические.
Планировочные мероприятия включают в себя борьбу с почвенной пылью (благоустройство дорог, озеленение, обводнение), правильную планировку городов (с учетом "розы ветров"), соблюдение санитарно-защитных
зон.
В качестве технологических мероприятий следует назвать:
1) усовершенствование сгорания топлива;
2) обогащение углей;
3) замена одного вида топлива другим (газификация, электрификация);
4) увеличение эффективности разбавления (высокие трубы).
Наиболее эффективными следует считать замену одного вида топлива на другой, а также изменение энергетических установок. В частности, наиболее эффективными, с экологической точки зрения, являются электрические двигатели. Усовершенствования сгорания топлива можно добиться более интенсивной аэрацией энергетических установок, а также большей степенью дисперсности топлива.
К санитарно-техническим устройствам относят устройство различных пыле-, золо-, газоулавливателей(циклоны, мультициклоны, мокрые скрубберы, тканевые фильтры,электрические фильтры).Благодаря благоустройству дорог повысится скорость движения автомобилей и уменьшится необходимость их остановки. Что приведет к уменьшению количества выхлопных газов. Кроме того, в настоящее время созданы и интенсивно внедряются в практику каталитические нейтрализаторы токсических компонентов в автомобильных выбросах(они производят досжигание окиси углерода в выхлопных газах до менее токсичной двуокиси углерода).Наибольший экологический эффект будет получен при переводе автомобилей на электрические двигатели — создание электромобилей.