Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпапгалки к экзамену по гигиене. Часть 1 - История становления и развития гигиены. Основоположники и виднейшие представители отечественной гигиенической науки (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, Г.В.Хлопин, А.Н.Сысин, В.В.Горинсвский).

Cмотрите так же...
Шпапгалки к экзамену по гигиене. Часть 1
Место гигиены в системе медицинских наук. Значение гигиены в деятельности врача лечебного профиля.
История становления и развития гигиены. Основоположники и виднейшие представители отечественной гигиенической науки (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, Г.В.Хлопин, А.Н.Сысин, В.В.Горинсвский).
Гигиенические проблемы в экологии. Причины экологического кризиса и его отличительные особенности. Экологические факторы и здоровье населения.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ
Проблемы гигиены и экологии в условиях научно-технического прогресса. Роль гигиены в прогнозировании здоровья населения и оздоровлении внешней среды.
Предупредительный и текущий санитарный надзор. Роль санитарного надзора в решении вопросов оптимизации внешней среды, условий труда, проживания, питания.
Основные причины деградации окружающей среды. Неблагоприятные факторы химической, физической и биологической природы, влияющие на здоровье населения в современных условиях. Значение
Особенности действия на организм вредных факторов окружающей среды. Понятие о комбинированном, сочетанием действии и комплексном поступлении вредных веществ в организм. Отдаленные эффекты действия вредных факторов на организм, отражение этого действия в структуре и уровне заболеваемости населения.
Использование достижений научно-технического прогресса с целью охраны и оздоровления окружающей среды и здоровья населения. Анализ состояния здоровья в зависимости от характера и уровня загрязнения окружающей среды.
Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Методология и принципы гигиенического регламентирования (ПДК, ПДУ. ОБУВ) как основа санитарного законодательства.
Методы обоснования гигиенических норм
Теория риска здоровью населения от воздействия факторов окружающей среды.
Актуальные вопросы гигиены и экологии.
Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как экологическая проблема в условиях научно-технического прогресса.
Гигиеническое значение загрязнений атмосферы
Физические свойства воздуха и их значения для организма (температура, влажность, барометрическое давление и скорость движения воздуха). Микроклимат и его гигиеническое значение. Виды и влияние дискомфорного микроклимата на теплообмен и здоровье человека (переохлаждение и перегревание)
Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Световой климат. Значение инфракрасной, ультрафиолетовой и видимой частей солнечного спектра.
Действие Уф-лучей
Природно-географические условия среды обитания и здоровье человека. Погода, определение и медицинская классификация типов погоды. Периодические и апериодические изменения погоды. Гелиометеотропные реакции и их профилактика.
Климат, определение понятия, Строительно-климатическое районирование территории РФ. Климат, здоровье и работоспособность.
Акклиматизация и ее гигиенические аспекты. Особенности труда, быта, жилища, одежды; обуви, питания, закаливания в различных климатических районах, их значение в акклиматизации. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях.
Гигиеническая характеристика основных источников загрязнения атмосферного воздуха.
Физиологическое, санитарно-гигиеническое и хозяйственное значение воды.
Вода как фактор окружающей среды. Значение. Влияние качества питьевой воды на здоровье. Требования к качеству питьевой воды.
Гигиеническая характеристика источников водоснабжения. Причины антропогенного загрязнения водоемов. Санитарная охрана водоемов.
Атмосферные осадки
Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении.
Выбор источника водоснабжения
Санитарная характеристика централизованной и децентрализованной систем водоснабжения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации шахтных колодцев и других сооружений местного водоснабжения.
All Pages

 

 История становления и развития гигиены.

Основоположники и виднейшие представители отечественной гигиенической науки 

 

Гигиена возникла в далеком прошлом из народной предупредительной медицины. В целях сохранения здо­ровья народ использовал обычаи и навыки, которые в определенной степени помогали сохранить жизнь в не­благоприятных условиях окружающей среды. Постепен­но опыт, накопленный за много веков и широко ис­пользуемый в жизни, оформился в народную медицину.

 

В период возникновения медицины еще нельзя было говорить о гигиене как науке, поскольку происходило лишь зарождение начальных сведений и примитивных правил охраны здоровья. Однако уже в те далекие вре­мена было известно, что лечение не предотвращает рас­пространения массовых болезней и наряду с умением лечить не менее важно умение предупреждать заболева­ния. Были попытки обобщить и систематизировать от­дельные гигиенические советы по сохранению здоро­вья. В Древней Индии до нашей эры были распростра­нены многие гигиенические правила, которые затем вошли в свод законов Ману. В Китае были известны правила диетического питания, водные процедуры, сол­нечное облучение, лечебная гимнастика как мероприя­тия по укреплению здоровья и повышению сопротив­ляемости болезням.

 

Особый интерес для истории гигиены представляет развитие идей профилактики в Древнем Египте, Древ­ней Греции и Римской империи. Так, в Древнем Егип­те задолго до нашей эры проводились работы по осуше­нию почвы, существовали правила устройства и содержания улиц, сооружались водопроводы. В античной Греции уже осуществля­лись систематизация и накопление гигиенических знаний. Основоположник научной медицины Гиппократ (460—370 г. до н. э.), обобщая знания и опыт в области лечебной медицины, сделал попытку определить значение окружаю­щей среды для здоровья человека. Особое внимание Гиппократ уделял клима­ту и условиям местности, образу жизни людей, труду, питанию, физическим упражнениям. Резким колебаниям погоды, нарушениям питания, дурным при­вычкам он придавал большое значение в этиологии болезней. Гиппократ впер­вые систематизировал и обобщил гигиенические знания в виде трактатов «О воз­духе, воде и почве», «О здоровом образе жизни» и др. В этих трудах Гиппократ впервые определил значение чистого воздуха, воды, почвы для жизни челове­ка. В своих «Наставлениях» Гиппократ требует от врача «заботиться о здоро­вых ради того, чтобы они не болели».

 

            В Древнем Риме появляются инженерные сооружения для водоснабжения и канализации, которые для той эпохи были настоящим чудом. Сооружали поля орошения, были попытки организации санитарного надзора за жилищ­ным строительством, продажей пищевых продуктов.

 

Россия.

 

Первый период народной гигиены – гигиеническая практика людей проявлялась в обычаях, нравах, традициях, направленных на охрану здоровья. В целом гигиеническая ситуации была лучше чем в Западной Европе. Краткое содержание периода:

 

1.Строгая сезонная ритмичность жизни.

 

2.Рациональный выбор мест для поселения и разумное устройство жилища.

 

3.Рациональная одежда и обувь.

 

4.Рациональное питание

 

5.Поддержка личной гигиены

 

6.Уход за детьми и народная эпидемиология

 

Второй период -  эмперический, характеризуется наблюдением, как основным видом гигиенического познания. Этот период делится:

 

а) х – к ХVII. Период фиксации народного опыта в письменных источниках(100глав, домострой)

 

б)к 17 – первая половина 18в. Реформа Петра I. Начало гигиенических оценок окр среды и поведения человека, создание первых сан предписаний

 

в)вторая половина 18 – середина 19 в. Оценка окр среды и поведения человека медиками(Зыбелин, Мудров, Максимович – Амбодик.) Оформление гигиены в предмет преподавания, улчучшение сан надзора.

 

            Третий период. Научно-экспериментальный.

 

а)Период экспериментальной и общественной гигиены. Вторая половина 19 – 20гг 20 века. Создание самостоятельных гигиенических кафедр, создание школ ученных гигиенистов, формирование сан организаций.

 

            Основоположник отечественной гигиенической науки А.П. Доброславин(1842-1889). А.П. Доброславин был первым русским про­фессором, возглавившим организованную им кафедру гигиены в Военно-медицинской ака­демии в Петербурге, создателем эксперимен­тального направления в гигиене. Он организовал гигиеническую лабораторию и широко поставил экспериментальные работы по гигиене, впервые в России создал школу гигиенистов-экспериментаторов; в дальнейшем он организовал также специальную аналитическую станцию для исследования пищевых продуктов.

 

А.П. Доброславин выезжал в Астрахань на борьбу с чумой, в Киев для прове­дения противоэпидемических мероприятий по ликвидации сыпного тифа. Его труды «Курс военной гигиены» и «Гигиена, курс общественного здравоохране­ния» были первыми обстоятельными учебниками. За 20 лет, начиная с 1871 г., А.П. Доброславин и его ученики издали около 150 научных работ, в числе которых было 96 диссертаций по различным вопросам гигиены. Основоположником общественного направ­ления в гигиене явился Ф.Ф. Эрисман. Он ро­дился в Швейцарии в 1842 г. Уже в годы сту­денчества Ф.Ф. Эрисман увлекался вопросами профилактической медицины, которые обсуж­дались на совещаниях и съездах, проходивших тогда в Швейцарии. После окончания универ­ситета в Цюрихе (1865) Ф.Ф. Эрисман начал работать в глазной клинике, изучал естествен­ные и социальные науки. В 1867 г. он защитил диссертацию «Интоксикационные амблиопии (алкогольного и табачного происхождения)». В 1869 г. он приехал в Петербург, где практи­ковал как окулист.

 

            В 1876 написал труд «Общественная гигиена», переведенный на многие языки, издал руководство «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда».

            В 1877 г. во время войны с Турцией Ф.Ф. Эрисман получил назначение в качестве помощника председателя комиссии для оздоровления местностей, занятых русской армией, действующей за Дунаем, и приложил много усилий для ограничения эпидемий сыпного тифа в русских войсках.

 

            В 1882 г. Московский университет присудил Ф.Ф. Эрисману степень докто­ра медицинских наук, а в 1884 г. Ф.Ф. Эрисман возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете университета.

 

            В 1891по его инициативе была создана городская санитарная станция.

 

            В 1896г выслан из страны за поддержку революционно настроенных студентов в Швейцарию.

 

       В первый период строительства советского здравоохранения весьма плодо­творной была деятельность Г. В. Хлопина — ученика Ф.Ф. Эрисмана. Он был гигиенистом широкого профиля и внес большой вклад в становление и разви­тие гигиенической науки.

 

Г.В. Хлопин выполнил капитальные работы по вопросам гигиены воды и водоснабжения, гигиене труда и профилактике профессиональных заболева­ний, санитарно-химической защите и др.

 

Длительное время Г.В. Хлопин заведовал кафедрой гигиены Военно-меди­цинской академии им. СМ. Кирова в Ленинграде, организовал кафедру об­щей гигиены в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском ин­ституте. Г.В. Хлопин был прекрасным преподавателем, написал ряд учебных пособий по гигиене. Он подготовил много ученых-гигиенистов, возглавляв­ших в последующем кафедры и занимавших видные посты в учреждениях со­ветского здравоохранения.

 

Сысин Алексей Николаевич (1879, Нижний Новгород — 1956, Москва), врач, организатор санитарно-эпидемиологического дела и один из основоположников коммунальной гигиены в СССР, академик Академии медицинских наук СССР (1944). Окончил медицинский факультет Московского университета. Работал санитарным врачом в ряде губерний (1908—13) и в Москве (1913—18). В 1918—32 возглавлял санитарно-эпидемиологический отдел Наркомздрава РСФСР, с 1922 профессор 1-го МГУ, в 1931—51 заведующий кафедрой коммунальной гигиены ЦИУ врачей. В 1944—56 директор Института общей и коммунальной гигиены (ныне НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сысина). В качестве председателя санитарно-технической комиссии Наркомздрава РСФСР (1929—34) участвовал в санитарном благоустройстве Москвы.

Гориневский Валентин Владиславович [22.9(4.10).1857, Архангельск, — 13.2.1937, Москва], советский педиатр, гигиенист, один из первых отечественных учёных в области физического развития и воспитания, врачебного и педагогического контроля. Последователь П. Ф. Лесгафта. Окончил медицинский факультет Гейдельбергского университета (1887), с 1913 действительный член и профессор Педагогической академии и профессор Высших курсов им. Лесгафта в Петербурге. С 1917 профессор медицинского факультета Самарского университета, где создал первую университетскую кафедру по физической культуре; с 1921 заведующий научным отделом Главной военной школы физического образования трудящихся (Москва), с 1923 профессор 2-го МГУ и Московского института физической культуры, где в 1923 основал первую в СССР кафедру врачебного контроля.

 

Соч.: О закаливании человеческого организма как средстве воспитания, ч. 1—2, СПБ, [1900]; Физическое образование, СПБ. 1913: Физические упражнения, соответствующие данному возрасту, П., 1916; Физическая культура и здоровье, М., 1945; Избр. произв., М., 1951.

 

б)Период углубленных исследований и точных регламентаций- 20 года 20в –до н.вр. Были разработаны ПДКА, ПДУ. В начале приорететным стала гигиена труда. В 1934 г в системе наркомздрава было 38 научно-исследовательских институтов, занимающихся гигиеной труда. Сейчас приоретной является гигиена питания.