Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по экспериментальной психологии - Возможности применения не экспериментальных методов в деятельности педагога

Cмотрите так же...
Шпаргалки по экспериментальной психологии
Методология экспериментальной психологии
Психологическое измерение
Виды психологических измерений
Экспериментальная психология и педагогическая практика
Программа научного исследовани
Предмет и объект исследования
Научная проблема и гипотеза
Этапы научного исследования
Классификация методов психологического исследования
Неэкспериментальные методы в психологии
Возможности применения не экспериментальных методов в деятельности педагога
Значение экспериментального метода для развития психологии
Становление экспериментального метода в психологии
Виды эксперимента
Организация и проведение психологического эксперимента
Основные характеристики психологического эксперимента
Возможности применения эксперимента в деятельности педагога
Экспериментатор и испытуемый, их личность и деятельность
Экспериментальное общение
Права испытуемого и их соблюдение
Этика научного исследования, ее основные принципы
Основные способы познания и освоения действительности
Методы сбора данных
Личность испытуемого и экспериментатора
Наблюдение как метод научной психологии
Метод самонаблюдения
Психодиагностика
Виды психологических тестов
Задачи психодиагностики и область ее применения
Методы психологического воздействия их значения для педагогической практики
All Pages

Возможности применения не экспериментальных методов в деятельности педагога.

Метод беседы, наблюдения, тестирования и др. – являются методами педагогического исследования, т.е. совокупностью способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Метод наблюдения – целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения могут быть: сплошными и выборочными; включенными и простыми; неконтролируемыми и контролируемыми (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевыми (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторными (в экспериментальных условиях) и т.д. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.

Метод беседы – получение словесной информации о человеке, коллективе, группе, как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Главная функция беседы – привлечь самих обучаемых к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности.

Из психологии известно, что чем моложе воспитанники, тем больше у них отставание в осознании своих собственных качеств по сравнению с осознанием качеств других людей. Педагог может раскрыть значение поступка, сопоставляя его с другими аналогичными поступками.

Форма беседы может быть самой разнообразной, но она должна наводить воспитанников на размышления, результатами которых должна быть диагностика и оценка качеств личности, стоящей за теми или иными поступками.

Метод тестирования – исследование личности путем диагностики (психодиагностики) ее психических состояний, функций на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания.

По различным аспектам (компонентам) развития и формирования человеческих качеств тесты классифицируются на:

1. тесты общих умственных способностей, умственного развития.

2. тесты специальных способностей в различных областях деятельности

3. тесты обученности, успеваемости, академических достижений

4. тесты для определения отдельных качеств (черт) личности (памяти, мышления, характера и др.)

5. тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.

Опрос – сбор первичной информации путем постановки стандартизированной системы вопросов (применяется в социологии, психологии, педагогике и других исследованиях) методики опросов подразделяются на два основных типа: анкетирование и интервьюирование. Анкетирование широко используется в педагогических исследованиях. Анкета представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные.

Интервьюспособ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизированные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой4 уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

ОСНОВНОЙ МЕТОД

ЕГО ВАРИАНТ

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Сторонее

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

проективный