Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по экспериментальной психологии - Классификация методов психологического исследования

Cмотрите так же...
Шпаргалки по экспериментальной психологии
Методология экспериментальной психологии
Психологическое измерение
Виды психологических измерений
Экспериментальная психология и педагогическая практика
Программа научного исследовани
Предмет и объект исследования
Научная проблема и гипотеза
Этапы научного исследования
Классификация методов психологического исследования
Неэкспериментальные методы в психологии
Возможности применения не экспериментальных методов в деятельности педагога
Значение экспериментального метода для развития психологии
Становление экспериментального метода в психологии
Виды эксперимента
Организация и проведение психологического эксперимента
Основные характеристики психологического эксперимента
Возможности применения эксперимента в деятельности педагога
Экспериментатор и испытуемый, их личность и деятельность
Экспериментальное общение
Права испытуемого и их соблюдение
Этика научного исследования, ее основные принципы
Основные способы познания и освоения действительности
Методы сбора данных
Личность испытуемого и экспериментатора
Наблюдение как метод научной психологии
Метод самонаблюдения
Психодиагностика
Виды психологических тестов
Задачи психодиагностики и область ее применения
Методы психологического воздействия их значения для педагогической практики
All Pages

Классификация методов психологического исследования.

В науке существуют всеобщие методы исследования, которые совпадают часто с основными методологическими принципами. Существуют так называемые общие методы исследования. Они используются во многих науках: наблюдение, метод анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции и т.д. Существует также группа специфических методов для данной науки. Рассмотрим несколько примеров классификаций метода экспериментальной психологии.

Классификация методов психологического исследования. Б.Г. Ананьев все методы он разделил на: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный); 2) эмпирические (обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод); 3) способы обработки данных (математико-статистического анализа данных и качественного описания) и 4) интерпретационные (генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.). Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций, образований и свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь собранный материал в характеристиках систем и типах связи между ними, образующих личности, либо социальную группу.

Классификация эмпирических методов Водолева-Столена. 1 группа: 2 основных признака: 1. На основании сопоставления методологических признаков (объективные тесты, стандартизированные самоотчеты, тесты-опростники, открытые опросники, шкальные техники, субъективная классификация), индивидуально ориентированные техники (методика ролевых репертуарных решеток), прооективные техники, диалогические техники (беседа, интервью, диагностические игры). 2. Основание мер вовлеченности в психодиагностическую процедуру самого психолога и степени его влияния на результат диагностики (объективные методы - тесты, опросники, шкальные техники). 2 группа: диалогические (беседа, интервью, диагностические игры, патопсихологичекий эксперимент и некоторые из проективных методик).

Классификация методов Пирьова (1966).Пирьов выделил несколько самостоятельных методов.

1 Наблюдение.

1 1. Объективное наблюдение:

а) непосредственное наблюдение.

а1 ) объективно-клиническое наблюдение (широко применяемое в пси­хиатрии);

б) опосредованное наблюдение (анкетные методики)

1.2. Субъективное наблюдение (самонаблюдение):

а) непосредственное самонаблюдение — словесный отчет человека;

б) опосредованное самонаблюдение — изучение дневников, писем,
фотографий данного человека, его воспоминаний и т. д.

2. Метод эксперимента.

2.1. Лабораторный эксперимент:

а) классический

б) психометрия;

б,) метод тестов

б2) психологическое шкалирование

2.2. Естественный эксперимент.

2.3. Психолого-педагогический эксперимент.

а) констатирующий;

б) Формирующий.

3. Метод моделирования.

4. Метод психологической характеристики.

5. Вспомогательные методы (неспецифические для психологии)

а) физиологические, фармакологические, биохимические и т. д.;

б) математические;

в) графические.

6. Специальные методы (специфические для психологии):

а) генетический метод (онтологические и филогенетические аспекты)

б) метод сравнительного исследования (например, исследование развития ребенка и маленького шимпанзе);

в) патопсихологический метод (с помощью его исследуют патологические отклонения психики от принятой нормы)

Классификация Пирьова представляет образец классической класси­фикации, в которой критерий произвольно выбирается автором, но при всей кажущейся произвольности достаточно строго следует сложившиеся традициям. Пирьов традиционно разделяет методы на группы эмпири­ческих методов, которые, опять же следуя традиции, подразделяет на два отдельных класса — наблюдение и эксперимент; на группу теоретические методов, состоящую из двух классов — моделирование и «методы психологической характеристики», который можно назвать классом методов интерпретации результатов эмпирического исследования. В отдельную группу Пирьов объединил два класса специальных методов, специфических именно для психологии и неспецифических для психологии, заимствованных из других областей знания.