Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по экспериментальной психологии - Значение экспериментального метода для развития психологии

Cмотрите так же...
Шпаргалки по экспериментальной психологии
Методология экспериментальной психологии
Психологическое измерение
Виды психологических измерений
Экспериментальная психология и педагогическая практика
Программа научного исследовани
Предмет и объект исследования
Научная проблема и гипотеза
Этапы научного исследования
Классификация методов психологического исследования
Неэкспериментальные методы в психологии
Возможности применения не экспериментальных методов в деятельности педагога
Значение экспериментального метода для развития психологии
Становление экспериментального метода в психологии
Виды эксперимента
Организация и проведение психологического эксперимента
Основные характеристики психологического эксперимента
Возможности применения эксперимента в деятельности педагога
Экспериментатор и испытуемый, их личность и деятельность
Экспериментальное общение
Права испытуемого и их соблюдение
Этика научного исследования, ее основные принципы
Основные способы познания и освоения действительности
Методы сбора данных
Личность испытуемого и экспериментатора
Наблюдение как метод научной психологии
Метод самонаблюдения
Психодиагностика
Виды психологических тестов
Задачи психодиагностики и область ее применения
Методы психологического воздействия их значения для педагогической практики
All Pages

Значение экспериментального метода для развития психологии.

В психологии до сих пор отсутствует общепринятый взгляд на экспе­римент, его роль и возможности в научном исследовании.

Создатель ленинградской школы психологии Б. Г. Ананьев особо под­черкивал роль эксперимента в психологическом исследовании.

Психоло­гия как наука началась с введения эксперимента в свой арсенал методов и на протяжении уже почти 150 лег успешно пользуется этим инструментом получения данных. Но в течение всех этих 150 лет не прекращаются спо­ры о принципиальной возможности применения эксперимента именно в психологии.

Наряду с традиционными полярными точками зрения:

1) применение в психологии эксперимента принципиально невоз­можно и даже недопустимо;

2) без эксперимента психология как наука несостоятельна — появля­ется третья, которая старается примирить две первые.

Компромисс видится в том, что применение эксперимента допустимо и имеет смысл только при исследовании определенных уровней иерархии системы целостной психики, причем довольно примитивных уровней. При исследовании достаточно высоких уровней организации психики, тем более психики в целом, эксперимент принципиально не возможен (даже не допустим).

В основе доказательства невозможности использования эксперимента в психологии лежат следующие положения:

1. предмет психологического исследования слишком сложен, самый сложный из всех предметов научного интереса;

2. предмет интереса психологии слишком изменчив, непостоянен, что делает невозможным соблюдение принципа верификации;

3. в психологическом эксперименте неминуемо происходит взаимодействие испытуемого и экспериментатора (субъект-субъектное взаимодействие), что нарушает научную чистоту результатов;

4. индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смыс­ла психологическое измерение и эксперимент, так как невозможно при­менять знания, полученные на одном индивиде, к какому-либо другому;

5. внутренняя спонтанная активность психики.

В психологии эксперимент с самого начала существенно психологи­ческий. Он с самого начала формировался самостоятельно. Из естествен­ных наук взята только лишь сама идея экспериментирования как непре­рывный контроль и изменение переменных в объекте исследования.

Задача в психологии — найти такой метод контакта с реальностью (между объективными и субъективными переменными), который позво­лил бы по изменению объективных переменных получить информацию о субъективных.

Как метод исследования в психологии эксперимент оказался:

- этичнее (добровольцы);

- экономичнее;

- практичнее.

«Организованная активность экспериментатора служит для повышения истинности теоретического знания через получение научного факта».

Эксперимент как активный метод психологического исследования.

Эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт с целью научных знаний, главной особенностью которого выступает целенаправленное вмешательство исследователя в изучаемый объект. Главное отличие психологического эксперимента от других психологических методов заключается в том, что он дает возможность внутреннего Ps явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. Адекватность и однозначность объективизации экспериментально вызываемых Ps явлений достигается за счет целенаправленного жесткого контроля, условий их возникновения и протекания. Рубинштейн: основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения сущ. особенности внутреннего Ps процесса; для этого нужно варьируя условиями среды найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражено бы его внутреннее Ps содержание, т.е. задача экспериментальное варьирование условий при психологическом эксперименте заключается, прежде всего, в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации действия и поступка, исключая возможность всех остальных.