Предмет и объект исследования.
Объект исследования – область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться. Предмет исследования – закономерности процессов, происходящих в этой сфере. Можно сказать, что предмет исследования – конкретная часть объекта исследования, или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. В рамках объекта исследования можно говорить о различных предметах исследования.
Предмет и объект: через отношение общего и частного: объект - процесс, либо явление, поражающее проблемную ситуацию, предмет - то, что находится на границе объекта. Через испытуемого: объект - тот, кто исследуется, предмет - то, что познается.
В свое время, отделившись от философии, психология унаследовала от нее проблему сознания, которое считалось безусловной прерогативой человека. Дарвиновская идея эволюции затронула и эту непререкаемую догму, по крайней мере, в виде постановки вопроса о предыстории человеческого сознания. В конце XIX в. появилось новое направление в науках о живом — сравнительная психология. Тезис о существовании у животных зачаточных форм сознания, разума и даже интеллекта принимался в ней как аксиома.
Сравнительная психология, быстро пройдя стадию антропоморфизма (работы Джорджа Романеса), формировалась как экспериментальная дисциплина. Первые опыты с животными проводились путем создания специальных контролируемых ситуаций.
Начиная с работ Э.Торндайка, эксперименты с животными приобретают более строгие научные очертания. В частности, здесь уже применяется разделение переменных на независимые (варьируемые экспериментатором) и зависимые (в виде объективно регистрируемых параметров и поведенческих реакций животного).
Варьируемые переменные:
- сложность проблемной ситуации;
- режим подкрепления или наказания;
-состояние животного
Регистрируемые параметры:
- общее время разрешения проблемы;
- количество ошибок;
- характер активности животного.
Работы Торндайка положили начало целому направлению в экспериментальной психологии, успешно развивающемуся и в настоящее время — исследованиям процессов научения. За это время значительно обогатился арсенал экспериментальных методик, которые с одинаковым успехом (правда, с соответствующими модификациями) применяются как на людях (детях и взрослых), так и на животных.
В эксперименте объектом исследования является человек, а предметом – человеческая психика.