Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 1 - Проблема прогнозирования развития

Cмотрите так же...
Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 1
Эмпирический подход к изучению проблемы способностей, одаренности
Вклад А. Бине и его последователей в разработку идеи интеллектуальной одаренности
Проблема способностей и одаренности в трудах отечественных психологов
Структура творческих способностей.
Уровни развития способностей: одаренность, талант и гениальность
Обучаемость как общая способность
Познавательная потребность
Групповые факторы и S-факторы в теории интеллекта Ч. Спирмена
Структура интеллекта Дж.Гилфорда.
Концепция одаренности Дж. Рензулли
Рабочая концепция одаренности
Одаренность как проблема средовой и генотипической детерминации развития личности
Проблема прогнозирования развития
Сущность понятий одаренные дети и детская одаренность
Формы проявления одаренности
Гетерохрония и диссинхрония в развития одаренных детей.
Особенности развития познавательной сферы одаренных детей
All Pages

 

Проблема прогнозирования развития.

 

Люди с давних времен интересовались проблемами прогнози­рования явлений природы, социальных потрясений, собственной судьбы. Прогнозы эти строились интуитивно, и недостатка в про­рицателях никогда не было. В Дельфах это с успехом делали Пи­фии, в более поздние времена - астрологи. Интересовались этой проблемой и серьезные исследователи. В наше время с высокой долей вероятности предсказываются погода, общественно-политические события, судьбы политических лидеров, «демогра­фические волны» и многое другое. Значительно сложнее с пред­сказанием развития отдельного человека. Наиболее существенно в построении прогнозов развития ребенка продвинулись специа­листы в области генетики.

Как известно, мозг новорожденного не просто безликая масса клеток, ожидающих внешних (средовых) воздействий, а в значи­тельной мере генетически запрограммированная система, посте­пенно реализующая заложенную в ней тенденцию развития. В на­стоящее время на основе специального анализа генотипических особенностей ребенка с высокой долей вероятности могут про­гнозироваться: время наступления и развитие многих болезней, время, когда он научится садиться, когда начнет ходить, с какой скоростью будет расти, когда прорежутся зубы, хорошо ли будет говорить к двум годам и многое другое. Врачи говорят о том, что скоро каждый новорожденный будет получать особый генетиче­ский паспорт, где будет содержаться наиболее вероятный сцена­рий развития его организма на длительное время.

Но генетики ведут речь о прогнозировании преимущественно медицинских параметров. Нас же в данном случае интересует прогноз развития интеллекта, креативности, личностных качеств. Но прежде чем рассматривать эту сложную проблему, отметим, что из всего спектра вопросов, связанных с одаренностью, про­блема прогнозирования развития умственного потенциала ребен­ка наиболее важна с точки зрения социально-педагогической практики.

Тестологи пытались решить ее путем утверждения идеи «фик­сированного интеллекта». Эта гипотеза, как уже отмечено выше, не выдержала проверки в лонгитюдных исследованиях. Поиск бо­лее надежных оснований для прогноза развития умственных спо­собностей продолжается.

Одним из важнейших является также вопрос о генотипической и средовой обусловленности темпа, или скорости, развития инди­вида, и в первую очередь креативности и познавательных функ­ций. Степень генетической предопределенности и средовои зави­симости этого темпа (имеется в виду темп созревания), в соответ­ствии с данными психогенетических исследований, та же, что и итогового уровня.

Нельзя не обращать внимания на тот факт, что влияние среды может быть настолько негативным, что при определенном стече­нии обстоятельств блокирует созревание. Диапазон этих влиянии может быть очень велик - от черепно-мозговых травм до негатив­ных психолого-педагогических воздействий. Представление о том, что одаренный человек способен преодолеть любое негатив­ное влияние среды, выражаемое обычно в расхожем утверждении «талант всегда пробьется», в корне неверно. Наверное, более це­лесообразно говорить о некотором минимуме позитивных средо­вых влияний и о том, что чем этот минимум выше, тем больше возможностей для реализации одаренности, ее материализации в выдающихся достижениях.

Специальные исследования степени зависимости темпа созре­вания и развития личности от генотипических и средовых влия­ний чрезвычайно сложны. Именно поэтому проблема прогнози­рования развития, предсказания возможных достижений ребенка, наименее разработана. В значительной мере неясно, в каких слу­чаях ускоренный темп развития умственных способностей, ква­лифицируемый обычно как детская одаренность, следует рас­сматривать как гарантию будущих высоких достижении личности в науке, искусстве или других сферах. Мы уже отмечали, что мно­гие выдающиеся ученые, художники, музыканты в детстве ничем не выделялись, и наоборот - многие бывшие вундеркинды так и остались «бывшими».

Сам факт признания зависимости темпа личностного развития от генотипа объясняет на теоретическом уровне, почему детская одаренность не всегда реализуется, т. е. не приводит к высоким творческим достижениям в зрелом возрасте. Кроме негативного влияния среды, на которое обычно в данном случае пытаются все списать, здесь, вполне вероятно, «работает» программа, опреде­ляемая генотипом.

Так, генотипически темп созревания может быть ускоренным, что и проявится в практике развития. А конечный результат раз­вития тем же генотипом может быть задан как норма. В этом слу­чае ускорение в одном периоде, происшедшее под влиянием гено­типических факторов, может смениться замедлением в другом пе­риоде - под влиянием все того же генотипа.

Например, по данным ряда исследований, а также собственных исследований автора, среди девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов одаренных детей в среднем на 3-4% больше, чем мальчиков. Но в более старших возрастах (на этапе полового созревания) данное процентное соотношение ме­няется в пользу мальчиков. А значительная часть девочек, ранее опережавших сверстников в развитии, выравнивается и уходит из разряда одаренных, что, вероятно, обусловлено генотипом.

Правда, есть попытка объяснить этот факт средовым воздейст­вием, представив его как результат определенных социальных ожиданий. Эти утверждения не лишены оснований. Ведь в маль­чике наши культурные традиции требуют пробудить активность, энергичность, инициативность, стремление к самоутверждению, заставляют нас учить его бороться с внешними обстоятельствами. Быть лидером, «победителем», сильным, смелым и при этом уметь скрывать свои чувства (в особенности боль, обиду). Девочку мы, в соответствии с теми же традициями, должны воспитывать в прямо противоположном духе. В обществе не всегда поддерживается ее интеллектуальная инициатива, обычно не ценятся ее лидерские порывы, она должна быть покорной, она может поплакать и т. п.

В этих условиях, конечно, трудно ожидать, что она вырастет выдающимся лидером: политиком или руководителем производ­ства, ученым или режиссером. Если это и произойдет, то благода­ря генотипическим задаткам, значительно превосходящим сред­ние, и вопреки влияниям среды.

Сталкиваясь с проявлениями ускоренного темпа развития, мы обычно ожидаем выдающихся результатов. По этой же логике от­ставание в темпах развития от сверстников склонны считать па­тологией и источником не только сегодняшних, но и будущих проблем. Но замечено и подтверждено в экспериментальных ис­следованиях, что замедленный (против нормы) темп развития мо­жет вовсе не свидетельствовать о пожизненной отсталости ребен­ка. Таким образом, со значительной долей уверенности можно утверждать, что сам по себе факт ускорения, квалифицируемый обычно как детская одаренность, либо замедления развития вне зависимости от его обусловленности (генотипической или средо­вои) не следует рассматривать как однозначное предопределение его итогового уровня.