Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 1 - Особенности развития познавательной сферы одаренных детей

Cмотрите так же...
Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 1
Эмпирический подход к изучению проблемы способностей, одаренности
Вклад А. Бине и его последователей в разработку идеи интеллектуальной одаренности
Проблема способностей и одаренности в трудах отечественных психологов
Структура творческих способностей.
Уровни развития способностей: одаренность, талант и гениальность
Обучаемость как общая способность
Познавательная потребность
Групповые факторы и S-факторы в теории интеллекта Ч. Спирмена
Структура интеллекта Дж.Гилфорда.
Концепция одаренности Дж. Рензулли
Рабочая концепция одаренности
Одаренность как проблема средовой и генотипической детерминации развития личности
Проблема прогнозирования развития
Сущность понятий одаренные дети и детская одаренность
Формы проявления одаренности
Гетерохрония и диссинхрония в развития одаренных детей.
Особенности развития познавательной сферы одаренных детей
All Pages

 

Особенности развития познавательной сферы одаренных детей.

Любопытство - любознательность - познавательная потреб­ность. Этими понятиями обозначается известная каждому педаго­гу «лесенка», ведущая к вершинам познания. Механизм ее возникновения и проявления вскрыл в своих ра­ботах И. П. Павлов. Он подчеркивал, что наряду с такими безус­ловными рефлексами (витальными потребностями), как пищевой, половой, оборонительный, существует и ориентировочно-исследо­вательский рефлекс. Эта потребность в умственных впечатлениях постепенно может транформироваться в любознательность, которую можно рас­сматривать как второй уровень развития познавательной потреб­ности. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде ис­следований. Речь идет об эмоциях.Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тес­но связаны с действием центра положительных эмоций.

Воля - наиболее отчетливо обнаружи­вает ту потребность, которая устойчиво доминирует в структуре мотивационно-потребностной сферы личности. Воля и сама представляет собой специфическую потребность - потребность преодоления. Итак, при воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любо­знательность, а последняя - в устойчивое психическое образова­ние - познавательную потребность.

Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной ме­ре в любознательность. Напротив, одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стрем­ление к познанию, исследованию окружающего мира. Одарен­ный ребенок не терпит ограничений своим исследованиям, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой.

Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть про­блему там, где другие не видят никаких сложностей, - одно из важ­нейших качеств, отличающих истинного творца от «посредствен­ного» человека (Д.Гилфорд, В. Лоуэнфельд, А.Н.Лук, А. М. Ма-тюшкин, К.Осборн и др.). Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхност­ным решением проблемы, кто способен преодолеть господствую­щее мнение, какие бы авторитеты за ним ни стояли.
Склонность к задачам дивергентного типа. Термины «дивер­гентное мышление» и «дивергентные задачи» предложены Дж. Гил­фордом. Под задачами дивергентного типа в данном контексте следует понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они допускают множество правильных отве­тов. Именно с такими задачами, когда требуется найти множество ответов и из них выбрать самый лучший (эффективный, ориги­нальный и др.), сталкивается человек в жизни и в любой творче­ской деятельност. Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышен­ным интересом к дивергентным задачам, явно предпочитая их за­даниям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуа­ции с различной, в том числе и высокой, степенью неопределенно­сти не подавляют, а напротив - стимулируют активность ребенка

Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, не­ожиданные идеи, отличающиеся от широкоизвестных, общепри­нятых, банальных обычно называют оригинальностью мышления

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности. Ори­гинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конст­руировании и других продуктах детской деятельности..

Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления (противоположное свойство - инертность, ригидность мышления)

Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообра­зием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т. п.), однако полностью им не определяется. Экспериментальные исследования (М. Вертгеймер, К. Дункер, Л. Секей и др.) свиде­тельствуют о том, что связь между ними имеет очень сложный ха­рактер. Так, в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей и стратегий, но, напро­тив, выступает как сдерживающий фактор.

Легкость генерирования идей («продуктивность мышления»).Это качество иногда называют «беглостью мышления» и обычно рассматривают как способность к генерированию большого чис­ла идей. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, их сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, явля­ется основой, с другой - необходимой предпосылкой творчества.

Большое количество идей характерно для одаренного ребенка как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея в данном слу­чае - не просто ассоциативное интегрирование нескольких пер­вичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первич­ных идей и понятий должно быть содержательно оправдано^ а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. При этом сами воз­никающие такого рода идеи могут выглядеть совершенно нере­альными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подхо­дов («безумные идеи»).

Легкость ассоциирования. Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных страте­гий на основе выявления скрытых от тривиального взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наи­более рельефно в умении находить аналогии там, где традицион­но они не усматриваются, в способности увидеть, найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажу­щуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями, со­бытиями, концепт

Способность к прогнозированию. Одаренным детям в значитель­но большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению (антиципации) (А. М. Ма-тюшкин, Д. Сиск, П. Торренс и др.). В психологии данное явление рассматривается, как правило, в нескольких смысловых аспектах:

. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что их способность к антиципации распространя­ется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования послед­ствий, не отдаленных во времени, относительно элементарных со­бытий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Высокая концентрация внимания. Для одаренного ребенка ха­рактерна повышенная концентрация внимания Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в за­дачу; во-вторых, в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к вы­бранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта ода­ренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно дол­говременным заданиям.

Отличная память. Способность ребенка запоминать факты, со­бытия, абстрактные символы, различные знаки - важнейший инди­катор одаренности. Одаренные дети часто удивляют окружающих своей необычной памятью. Синтез мнемических способностей с качествами, отмеченными выше, порождает часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации информации, опыта, идей. На практике это не­редко выражено в склонности к коллекционированию.

«Способность к оценке обеспечивает возможности самодоста­точности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества» [А. М. Матюш­кин, с. 32].

Интересы и склонности. Интересы и склонности одаренных де­тей имеют также свои специфические особенности. Одна из них -устойчивость интересов, уже отмеченная выше. Проявляется она в характерном для одаренного ребенка упорстве в достижении це­ли, высокой преданности делу, что служит одним из самых важ­ных индикаторов одаренности. Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей, - широта интересов.

Широта интересов - основа многообразного опыта, служаще­го исходным материалом для комбинаторики, ассоциирования и других важных творческих операций. Знания, полученные опыт­ным путем, в процессе собственной исследовательской практики, строящейся, в свою очередь, на интересе одаренного ребенка к предмету исследования, - один из важнейших факторов, характе­ризующих одаренность (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, П.Торренс, К. Хеллер и др.).