Экспертиза качества новых товаров. Оценка степени новизны продукции.
Экспертизой качества новых товаров, называется оценка качества товаров по номенклатуре показателей, характеризующих степень новизны, возможность и целесообразность их выпуска в реализацию. Новый товар — это продукция, предназначенная для реализации и отличающаяся от имеющихся товаров аналогичного назначения измененными потребительскими свойствами. Цель этой экспертизы качества — определение практической полезности и показателей качества, которые могут создать потребительские предпочтения.
Правовая база экспертизы качества новых товаров отсутствует, а нормативная база представлена стандартами, санитарными и иными правилами и в этом совпадает с приемочной экспертизой. При экспертизе качества новых товаров используют различные методы оценки: органолептической, измерительной, социологической, экспертной. Решающее значение имеет экспертная оценка качества, а остальные методы выполняют вспомогательную роль.
Критерии выбора способов проведения экспертного опроса. Достоинства и недостатки разных способов опроса экспертов. Общие требования к условиям опроса.
Критерии выбора способов:
проведения экспертного опроса
1.цели экспертизы
2.затраты на экспертизу делятся еще на три критерия: -объективности; - информированности; -трудоемкости.
3.результаты экспертизы
Способы опроса |
Достоинства |
недостатки |
Индивидуальный способ: Интервью, интервью-анкеты Анкетирование, смешанное анкетирование |
Возможность выявить все или большинство неясных вопросов, уточнить недостаточно сформулированные; использование технические приемы |
Высокие затраты времени. трудоемко. При первичном опросе эксперт может задавать нечетко сформулированные вопросы. Возможно снижение объективности. |
Групповой способ |
Сокращение затрат времени экспертов и рабочей группы, снижение критерия трудоемкости |
Невозможность использования технических приемов |
Общие требования к условиям опроса:
-благоприятная психологическая обстановка опроса;
-исключение навязывания эксперту чужого мнения;
-обеспечение уверенности эксперта в том, что выносимые оценки не будут использованы в неблагоприятных для него целях;
-при необходимости обеспечение конфиденциальности;
-понимание экспертом задаваемых ему вопросов;
-постановка четко сформулированных вопросов, которые не должны иметь двусмысленного характера;
-использование общепринятых терминов. И др.
Органолептические методы, применяемые при экспертизе качества продукции, их основные виды, преимущества, недостатки и меры по их преодолению.
Органолептические методы оценки качества основаны на анализе восприятий органов чувств. Для них характерны сложные физиолого-психологические основы, что предопределяет субъективизм этих методов.
К органолептическим показателям, общим для характеристики почти всех пищевых продуктов, относят внешний вид, вкус, запах, консистенцию. Они имеют решающее значение для оценки качества пищевых продуктов.
преимущества: легко, без оборудования.
К недостаткам органолептических методов относятся субъективизм оценки, относительное выражение ее результатов в безразмерных величинах (цвет - зеленый, красный и т.д., вкус - сладкий выраженный, маловыраженный, безвкусный и т.п.), несопоставимость и недостаточная воспроизводимость результатов. Смягчить указанные недостатки могут следующие приемы: обучение экспертов правилам оценки основных органолептических показателей (цвета, вкуса, запаха, консистенции), соблюдение условий проведения органолептической оценки, разработка и использование шкалы баллов по конкретным товарам, проведение оценки специально сформированными группами экспертов, проверенными на сенсорную чувствительность. Органолептические показатели определяют в такой последовательности: сначала определяют внешний вид, а затем цвет, запах, консистенцию и вкус.