Технологическая классификация швейных машин.
По технологическому назначению различают: стачивающие прямострочные, стачивающие зигзагообразные, стачивающе-обметочные, для выполнения потайных строчек, полуавтоматы для изготовления петель, полуавтоматы для пришивания пуговиц, полуавтоматы для изготовления закрепок и пришивания фурнитуры (короткошовные), полуавтоматы длинношовные, полуавтоматы вышивальные и полуавтоматы отделочные. По скоростным характеристикам машины делятся на: низкоскоростные (частота вращения главного вала до 2500 мин-1), среднескоростные (2500-5000 мин-1), высокоскоростные (5000 мин-1).
Образование петли у ушка иглы.
Чтобы лучше уяснить этот процесс, возьмем небольшой отрезок нитки и соединим его концы. Ввиду того что нитка обладает упругостью, петля имеет симметричную грушевидную форму. Если теперь к середине петли приложить некоторое растягивающее усилие, то петля вытянется и примет форму в виде двух сжатых ветвей. При обратном движении иглы вверх обе ветви петли нитки, не натягиваемые больше верхней кромкой ушка, начинают снова расходиться в силу естественной упругости нитки. В процессе работы расширение петли происходит как со стороны короткого, так и со стороны длинного желобка. Но со стороны длинного желобка петля расширяется на несколько меньшую величину, так как нитка помещается в длинном желобке и частично уходит вместе с иглой при ее подъеме. При дальнейшем подъеме иглы петля еще больше расширяется, достигая своей наибольшей ширины со стороны короткого желобка, где ветвь петли оказывается как бы зажатой между ушком иглы и материалом. Ширина получающейся петли зависит от различных факторов: от характера сшиваемых материалов, физических свойств нитки, ее упругости, толщины нитки, от размеров иглы, от расстояния ушка иглы до плоскости игольной пластинки при крайнем нижнем положении иглы, а также от величины подъема иглы из нижнего положения.
Виды механизмов передачи движении к вращающемуся челноку посредством гибкой передаче.
В машинах с вращающимся челноком передача движения от главного вала к валу челнока осуществляется зубчатой передачей с двумя (и более) парами конических или цилиндрических шестерен, часто посредством гибкой передачи. Сверхбыстроходные машины со скоростью вращения главного вала до 5000—6000 об/мин выпускаются чаще всего с гибкой передачей, чтобы избежать шума шестерен при слишком высоких окружных скоростях.
Первые машины, имевшие вращающийся челнок этого типа, и выпускались с такой передачей. Но это было не вполне удачное решение, так как перекрестный ремень при больших скоростях очень быстро изнашивался и требовал частой замены.
В швейной машине 88-го класса (фирмы «Зингер»), для того чтобы избежать перекрестного ремня, главному валу было дано обратное направление вращения. В этой машине и главный вал, и вал челнока вращались в одном и том же направлении — против часовой стрелки. Это дало возможность устроить гибкую передачу, не прибегая к перекрестному ремню. Но вращение главного вала против часовой стрелки потребовало и «обратного» нитепритягивателя с ушком, расположенным назад от работающего, что создало неудобства при обслуживании.
В современных машинах для решения этой задачи вводят промежуточный горизонтальный вал и одну дополнительную пару шестерен для передачи вращения челноку против часовой стрелки. Главный вал машины и промежуточный вал вращаются по часовой стрелке, валик челнока вместе с челноком — против часовой стрелки. Передаточные отношения: для гибкой передачи 1= 1 : 1, для шестеренчатой 1= 1 : 2,
Нижний горизонтальный промежуточный вал, который вращается с той же скоростью, что и главный вал машины, и в кинематическом отношении как источник движения вполне ему эквивалентен, используется также вместо главного вала для удобной и короткой передачи движения механизму рейки.
По такому же принципу осуществлена передача от главного вала к челнокам и в швейной машине ПМЗ 252-го класса для беспосадочного шва. Главный вал машины и два челнока с вертикальной осью вращения для легкости хода смонтированы на шарикоподшипниках. Главный вал и промежуточный горизонтальный вращаются по часовой стрелке. Цилиндрические спиральные шестерни передают двум челнокам (с вертикальной осью) вращение по часовой стрелке с передаточным отношением 1= 1 : 2. Гибкая передача обеспечивает бесшумность хода. Корпусы челночных устройств могут перемещаться вдоль оси платформы. Точная установка носика челнока по игле осуществляется простым поворотом валика челнока в соответствующем направлении.