Подготовка сжатого воздуха
Компрессор 2 с приводным двигателем 3 всасывает воздух из атмосферы через заборный фильтр 1 и нагнетает в ресивер 7 через обратный клапан 4, охладитель 5 и фильтр-влагоотделитель 6. В результате охлаждения воздуха водяным охладителем 5 происходит конденсация 70-80 % содержащейся в воздухе влаги, улавливаемой фильтром- влагоотделителем и со 100-процентной относительной влажностью воздух поступает в ресивер 7, который аккумулирует пневмоэнергию и сглаживает пульсацию давления. В нем происходит дальнейшее охлаждение воздуха и конденсация некоторого количества влаги, которая по мере накопления удаляется вместе с механическими примесями через вентиль 10. Ресивер обязательно оборудуется одним или несколькими предохранительными клапанами 8 и манометром 9. Из ресивера воздух отводится к пневмолиниям 12 через краны 11. Обратный клапан 4 исключает возможность резкого падения давления в пневмосети при отключении компрессора.
22) Система питания тормозного пневмопривода. Система аварийного
растормаживания пружинных энергоаккумуляторов.
На рис. 5.1 показана схема пневматического тормозного привода грузовых
автомобилей КамАЗ. Привод многоконтурный и состоит из пяти независимых контуров.
Компрессор 4 подает сжатый воздух через регулятор 5 давления в предохранитель
6 от замерзания, где воздух насыщается парами спирта. Далее насыщенный воздух
распределяют двойной 7 и тройной 10 защитные клапаны в трубопроводы пяти
независимо действующих контуров. Эти контуры обеспечивают действие тормозных
механизмов рабочей, стояночной, запасной и вспомогательных тормозных систем
автомобиля, а также аварийное растормаживание стояночного тормозного механизма.
Первый контур служит для привода тормозных механизмов передних колес
автомобиля. В контур входят воздушный баллон 18, нижняя секция тормозного крана 20,
клапан 21 ограничителя давления и тормозные камеры 23 передних колес.
Второй контур предназначен для привода тормозных механизмов колес среднего и
заднего мостов автомобиля. Контур включает в себя воздушный баллон 8, верхнюю
секцию тормозного крана 20, регулятор 13 тормозных сил и тормозные камеры 17 колес
среднего и заднего мостов.
Третий контур служит для привода тормозных механизмов стояночной и запасной
тормозных систем (комбинированной системы прицепа или полуприцепа). В контур
входят воздушные баллоны 16, тормозной кран 2 обратного действия с ручным
управлением стояночным тормозным механизмом, ускорительный клапан 11,
двухмагистральный клапан 12 и цилиндры энергоаккумуляторов тормозных камер 17.
Четвертый контур предназначен для привода тормозных механизмов
вспомогательной тормозной системы и дополнительных потребителей сжатого воздуха
(пневмосигналы, стеклоочистители и др.). Контур включает в себя цилиндр 19 привода
заслонки выпускного трубопровода двигателя и цилиндр 3 выключения подачи топлива.
Пятый контур служит для аварийного растормаживания стояночного тормозного
механизма. Контур подключен к тройному защитному клапану 10 и обеспечивает
трехкратное растормаживание при неработающем двигателе после аварийного
растормаживания, чтобы отбуксировать автомобиль с места аварии. Растормаживание
производится краном 1, управляющим впуском и выпуском сжатого воздуха в цилиндры
энергоаккумуляторов тормозных камер 17.
Регулятор давления автоматически поддерживает давление воздуха в тормозном
пневмоприводе в необходимых пределах. Корпус регулятора давления (рис. 5.2) закрыт
двумя крышками.
Под верхней крышкой, сообщающейся с окружающим воздухом,
находится уравновешивающий поршень 6, натяг пружины 5 которого осуществляется
болтом, ввернутым в крышку. В поршне 6 собраны впускной 8 и выпускной 4 клапаны,
соединенные между собой стержнем. Нижняя крышка прижимает к корпусу регулятора
седло разгрузочного клапана 1 и фильтр 2. Разгрузочный клапан 1 соединен штоком с
разгрузочным поршнем 9 и прижат к своему седлу пружиной. В корпус регулятора
ввернут клапан для накачивания шин и резьбовая пробка 3, закрывающая клапан отбора
воздуха. Сжатый воздух от компрессора поступает в регулятор через вывод I, очищается
от влаги фильтром 2, проходит в кольцевой канал а и через обратный клапан 7 и вывод III
подается в пневмосистему. Одновременно через канал б часть воздуха поступает в
полость А под уравновешивающий поршень 6, нагруженный пружиной 5. Во время
возрастания давления воздуха до верхнего предела (0,70... 0,75 МПа) выпускной клапан 4
открыт и сообщает полость Б над разгрузочным поршнем 9 с окружающим воздухом
через вывод II, а впускной клапан 8 закрыт. Когда давление воздуха достигнет верхнего
предела, уравновешивающий поршень 6 перемещается вверх. При этом выпускной клапан
4 закрывается, а впускной клапан 8 открывается, и сжатый воздух из полости А через
канал в поступает в полость Б над разгрузочным поршнем 9. Поршень 9 опускается вниз разгрузочный клапан 1 открывается. Через открывшийся клапан нагнетаемый
компрессором воздух через вывод IV выходит наружу, и давление в пневмосистеме
падает. Вместе с воздухом через вывод IV удаляется наружу скопившийся в регуляторе
водяной конденсат. Когда давление воздуха в системе уменьшится до нижнего предела
(0,62...0,65 МПа) уравновешивающий поршень 6 под действием пружины 5 опускается
вниз, впускной клапан 8 закрывается, а выпускной клапан 4 открывается. При этом
разгрузочный поршень 9 поднимается вверх, и разгрузочный клапан 1 закрывается. В
результате компрессор опять начинает нагнетать сжатый воздух в пневмосистему.