Тормозной кран служит для управления колесными тормозными механизмами
автомобиля и приводом тормозных механизмов прицепа.
Тормозной кран (рис. 5.3) —
двухсекционный. Верхняя секция крана управляет задним контуром тормозного привода,
а нижняя — передним контуром. Внутри тормозного крана находятся верхний поршень 3,
малый поршень 7 с толкателем 10, большой поршень 1, верхний 2 и нижний 9 резиновые
клапаны. Выводы III и IV крана соединены с воздушными баллонами заднего и переднего
контуров пневмопривода, а от выводов I и II сжатый воздух поступает к тормозным
камерам передних и задних колес.
При торможении тормозной кран приводится в действие от тормозной педали,
соединенной с рычагом, который через ролик воздействует на толкатель. При этом усилие
через упругий резиновый элемент 4 передается на верхний поршень 3. Поршень
перемещается вниз, закрывает выпускное отверстие верхнего клапана 2, разобщает вывод
II с окружающим воздухом, открывает клапан 2 и пропускает сжатый воздух из вывода III
в вывод II и далее в тормозные камеры задних колес. Воздух в тормозные камеры будет
поступать до тех пор, пока его давление и давление пружины 6 на поршень 3 не
сравняется с усилием нажатия на тормозной педали. При этом давление воздуха в
тормозных камерах будет пропорционально усилию на тормозной педали. При
повышении давления в выводе II сжатый воздух по каналу а поступает в полость над
большим поршнем 1, который перемещается вниз вместе с малым поршнем 7. При этом
сначала закрывается выпускное отверстие нижнего клапана 9, разобщается вывод I с
окружающим воздухом и открывается клапан 9. Затем из вывода IV через вывод I
начинает поступать сжатый воздух к тормозным камерам передних колес автомобиля.
Воздух в тормозные камеры будет поступать до тех пор, пока его давление под
поршнями 1 и 7 не уравновесит усилие, прилагаемое к тормозной педали. В этом случае
давление в тормозных камерах будет пропорционально усилию на тормозной педали.
При повреждении заднего контура и отсутствии сжатого воздуха в выводе II
верхней секции крана усилие от тормозной педали будет передаваться на толкатель 10
малого поршня через шпильку 5, обеспечивая работу нижней секции тормозного крана.
При повреждении переднего контура и отсутствия воздуха в выводе I нижней секции
работоспособность верхней секции крана сохраняется.
При растормаживании поршни 1, 3 и 7 перемещаются вверх под действием пружин
6 и 8, выводы II и III, I и IV разобщаются соответственно клапанами 2 и 9. При этом
выводы I и II сообщаются через выпускные окна в полом толкателе 10 и вертикальный
канал, закрытый клапаном 11, с окружающим воздухом. В результате сжатый воздух из
тормозных камер колес автомобиля выходит наружу.
Ручной тормозной кран
служит для управления пружинными
энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тормозных систем. В корпусе 1
крана (рис. 5.4) и крышке 5 с рукояткой находятся поршень 11, уравновешивающая
пружина 2, выпускной клапан 10 с пружиной, шток 7 с седлом 9 и пружиной, фигурное
кольцо 4 и направляющий колпачок 6 с пружиной. Вывод III крана соединен с воздушным
баллоном, вывод II — с окружающим воздухом, а вывод I — с пружинными
энергоаккумуляторами колесных тормозных механизмов.
В расторможенном состоянии рукоятка крана находится в переднем положении и
стопорится фиксатором 8. При этом направляющий колпачок 6 и шток 7 под действием
своих пружин находятся в крайнем нижнем положении. Выпускной клапан 10 в этом
случае отведен от поршня 11, внутреннее отверстие клапана закрыто и не соединяет
полость А под поршнем с окружающим воздухом через вывод II. Полость А через
кольцевую щель между клапаном и поршнем сообщается с полостью Б перед поршнем.
Это дает возможность поступать сжатому воздуху из вывода III через отверстие в поршне
к выводу I и далее в энергоаккумуляторы, пружины которых удерживаются в сжатом
состоянии, обеспечивая при этом растормаживание задних колес автомобиля. При
частичном повороте рукоятки тормозного крана вместе с крышкой 5 поворачивается
направляющий колпачок 6. Колпачок перемещается вверх по винтовым выступам
фигурного кольца 4 и поднимает шток 7. При этом выпускной клапан 10 поднимается,
отверстие седла поршня 11 закрывается, а отверстие в клапане 10 открывается. В этом
случае сжатый воздух из энергоаккумуляторов будет выходить наружу через вывод II.
При этом пружины энергоаккумуляторов приводят в действие тормозные механизмы
запасной тормозной системы. Воздух из энергоаккумуляторов будет выходить до тех пор,
пока давление в полости А под поршнем 11 не преодолеет суммарное усилие
уравновешивающей пружины 2 и давление на поршень в полости Б. При повороте
рукоятки крана назад до отказа приводится в действие стояночная тормозная система. В
этом случае сжатый воздух из энергоаккумуляторов и вывода I полностью выходит через
вывод II наружу, и пружины энергоаккумуляторов приводят в действие тормозные
механизмы стояночной тормозной системы.