Для растормаживания стояночной тормозной системы рукоятка крана
поворачивается вперед до отказа. При этом сжатый воздух будет поступать из воздушного
баллона в энергоаккумуляторы. Пружины энергоаккумуляторов сжимаются под
действием сжатого воздуха, и тормозные механизмы колес растормаживаются.
Тормозные камеры служат для приведения в действие тормозных механизмов
передних колес автомобиля.
Тормозная камера (рис. 5.5, а) состоит из корпуса 5 и крышки
1, между которыми зажата диафрагма 4 из прорезиненной ткани. Диафрагма разделяет
тормозную камеру на две полости. Полость А (полость крышки) через штуцер 2 связана с
подводящей магистралью контура тормозных механизмов передних колес автомобиля.
Полость Б (диафрагменная полость) сообщается с окружающим воздухом через отверстия
8 в корпусе 5. Пружина 6 прижимает к диафрагме опорный диск 3 со штоком 7, который
соединен с регулировочным рычагом, установленным на валу разжимного кулака.
При торможении (рис. 5.5, б) сжатый воздух поступает через штуцер 2 в полость А
крышки, давит на диафрагму, которая, прогибаясь, перемещает шток 7 тормозной камеры.
При этом воздух из полости Б выходит наружу через отверстия 8 в корпусе. Шток
поворачивает регулировочный рычаг вместе с разжимным кулаком, который прижимает
колодки к тормозному барабану с усилием, пропорциональным давлению сжатого
воздуха, поступающего в тормозную камеру. При растормаживании сжатый воздух из
полости А выходит наружу через тормозной кран. При этом шток 7 с диском 3 под
действием возвратной пружины 6 перемещается в исходное положение. Он поворачивает
регулировочный рычаг с разжимным кулаком и освобождает тормозные колодки, которые
отводятся от тормозного барабана стяжными пружинами.
Тормозные камеры с энергоаккумулятором служат для приведения в действие
тормозных механизмов задних колес автомобиля при включении рабочей запасной и
стояночной тормозных систем. Тормозная камера с энергоаккумулятором (рис. 5.6)
представляет собой устройство, состоящее из пневматической камеры и пружинного
энергоаккумулятора. Между корпусом 2 камеры и фланцем 5 цилиндра 7 размещен
поршень 8 с толкателем 12, находящийся под воздействием пружины 9. Внутри толкателя
находится винт 10. Цилиндр 7 соединен трубкой 11 с корпусом 2 камеры, которая через
отверстие сообщается с окружающим воздухом. В нерабочем состоянии сжатый воздух
постоянно подводится через вывод I в полость цилиндра 7 под поршень 8, который
находится в верхнем крайнем положении, сжимая полностью пружину 9 При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы задних колес
автомобиля приводятся в действие пневматическими камерами. При этом сжатый воздух
через вывод II поступает в наддиафрагменную полость, и диафрагма 3 через диск 4
действует на шток 1, соединенный с регулировочным рычагом тормозного механизма,
вызывая торможение колеса. При растормаживании сжатый воздух выходит из
наддиафрагменной полости, и диафрагма возвращается в исходное положение возвратной
пружиной 13.
При включении запасной или стояночной тормозных систем тормозные механизмы
задних колес приводятся в действие энергоаккумулятором. В этом случае сжатый воздух
выпускается наружу из полости под поршнем 8 соответственно частично или полностью.
Под действием пружины 9 поршень перемещается вниз и перемещает толкатель 12,
который через подпятник 6 действует на диафрагму 3 и шток 1 тормозной камеры,
вызывая торможение колеса.
Включение запасной или стояночной тормозных систем производится подачей
сжатого воздуха в полость цилиндра 7 энергоаккумулятора под поршень 8. При
отсутствии сжатого воздуха в системе растормаживание производится путем
вывинчивания винта 10.
Регулятор тормозных сил служит для автоматического изменения давления
сжатого воздуха в тормозных камерах задних колес при изменении вертикальной
нагрузки, действующей на колеса при торможении автомобиля.
Между двумя частями корпуса 4 регулятора (рис. 5.7) зажата резинотканевая
диафрагма 10, которая закреплена на поршне 7 с радиальными ребрами 9. Такие же
радиальные ребра 6 выполнены во вставке 5 корпуса регулятора. В поршне установлен
плоский клапан 8 с пружиной. Подвижное выпускное седло 12 связано с шаровой опорой
13, установленной на валу 3. На другом конце вала закреплен рычаг 11, соединенный
тягами с балками среднего и заднего мостов автомобиля. К подвижному седлу 12 снизу
прижат поршень 14. Полость под поршнем через трубку 1 соединена с выводом II, к
которому подводится сжатый воздух от тормозного крана. Вывод III соединен с
тормозными камерами задних колес, а вывод I — через клапан 2 с окружающим воздухом.
В нерабочем состоянии клапан 8 прижат к седлу в поршне 7. Вывод II разобщен с
выводом III и сообщается с окружающим воздухом через верхнюю секцию тормозного
крана. Тормозные камеры задних колес через вывод III, выпускное седло 12 и вывод I
соединены с окружающим воздухом. При торможении положение седла 12 в корпусе
регулятора определяется шаровой опорой 13 и зависит от прогиба рессор подвески задних
колес. Равновесное положение поршня 7 достигается при различной активной площади
диафрагмы 10, которая зависит от того, какая часть диафрагмы соприкасается с ребрами 9
поршня 7, а какая — с ребрами 6 вставки 5 корпуса регулятора. Чем большая активная
площадь диафрагмы соприкасается с ребрами поршня, тем при меньшем давлении
сжатого воздуха, действующего на диафрагму снизу, достигается равновесное положение
поршня 7. Поэтому чем меньше прогнуты рессоры подвески задних колес автомобиля и
чем ниже опускается седло 12, тем больше разница в давлениях сжатого воздуха в
выводах II и III. При крайнем нижнем положении седла 12, что соответствует
минимальной вертикальной нагрузке, разность давлений сжатого воздуха в выводах I и II
регулятора наибольшая. При крайнем верхнем положении седла 12 (максимальная
вертикальная нагрузка) давление воздуха в выводах I и II выравнивается. Следовательно,
регулятор тормозных сил автоматически поддерживает в выводе III и в тормозных
камерах задних колес автомобиля давление сжатого воздуха, обеспечивающее
необходимую тормозную силу, пропорциональную вертикальной нагрузке, действующей
на задние колеса при торможении автомобиля.
При растормаживании давление сжатого воздуха в выводе II падает, поршень 7
поднимается вверх, и воздух из тормозных камер задних колес автомобиля через седло 12,
вывод I и клапан 2 выходит наружу. Так как выпуск сжатого воздуха из тормозных Камерах осуществляется не через тормозной кран, а через регулятор тормозных сил, процесс
растормаживания тормозных механизмов задних колес автомобиля происходит быстрее.
Моторный тормоз-замедлитель служит для перекрытия выпускного трубопровода
с целью перевода двигателя на режим торможения. Он устанавливается в приемных
трубах глушителя.
На рис. 5.8 представлен моторный тормоз-замедлитель грузовых автомобилей ЗИЛ,
который устанавливается перед глушителем. Корпус 2 тормоза прикреплен к фланцу
патрубка 8. В корпусе размещена заслонка 9 с валом 3. На конце вала закреплен рычаг 4,
соединенный со штоком 5 пневмоцилиндра 6, установленного на кронштейне 7, который
прикреплен к фланцу патрубка. При движении автомобиля при выключенном моторном
тормозе заслонка располагается вдоль потока отработавших газов, поступающих в корпус
через приемные трубы 1, не препятствуя их выходу из выпускного трубопровода
двигателя. При включении моторного тормоза под действием сжатого воздуха,
поступившего в пневмо-цилиндр 6, выдвигается шток 5, который поворачивает рычаг 4.
Рычаг поворачивает заслонку 9 на 90°. Заслонка перекрывает выход отработавших газов и
создает противодавление, которое увеличивает сопротивление перемещению поршней в
цилиндрах двигателя. Это приводит к уменьшению частоты вращения коленчатого вала,
возрастанию сопротивления движению и замедлению автомобиля. При включении
моторного тормоза одновременно с помощью другого пневмоцилиндра отключается
подача топлива в цилиндры двигателя, который начинает работать на компрессорном
режиме.