Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки к госам по технологии ремонта автотранспорта

Технологические особенности восстановления деталей механической обработкой в ремонтные размеры.

 

При этом способе одну из изношенных деталей сопряжения (вал или отверстие цилиндра) подвергают механической обработке, придавая ей заданный ремонтный размер и устраняя при этом ис­кажения геометрической формы и дефекты поверхности (риски, задиры), обеспечивают предписанную чертежом шероховатость.

Другую деталь сопряжения заменяют новой указанного ре­монтного размера или восстановленной под этот ремонтный раз­мер. Например, в сопряжении «гильза - поршень» обычно восста­навливают гильзу по рабочей поверхности цилиндра под ремонт­ный размер путем расточки с последующим хонингованием, а поршень ремонтного размера изготавливают новый; в сопряжении «коленчатый вал - вкладыши» коренные и шатунные шейки вос­станавливают механической обработкой под ремонтный размер (шлифование, суперфиниширование), а вкладыши ремонтных раз­меров изготавливают новые на заводах автомобильной промыш­ленности. Поршни и вкладыши приобретаются как запасные части.

Вопрос о том, какая деталь должна заменяться, а какая вос­станавливаться, решается в основном соображениями экономиче­ского характера. Более дорогую деталь во всех случаях целесооб­разно восстанавливать под ремонтный размер, а менее дорогую -заменять новой.

Примером, когда обе детали сопряжения восстанавливают под ремонтный размер, может служить сопряжение «втулка клапана - клапан». Втулку развертывают под ремонтный размер, а стержень клапана восстанавливают под увеличенный ремонтный размер гальваническим наращиванием.

Ремонтный размер детали зависит от ее износа и припуска на обработку. Износ детали V устанавливают обмером ее соот­ветствующим инструментом. Чаще всего вал измеряют микро­метром, а отверстие цилиндра индикаторным нутромером. При­пуск на обработку 7, назначается с учетом характера обработки, типа оборудования, размера и материала детали. Припуск должен учитывать искажения геометрической формы, вызываемые не­равномерным износом, и способствовать получению правильной геометрической формы изношенной детали после механической обработки без наличия следов износа на ее рабочей поверхности.

Уменьшение диаметра шейки вала или увеличение диаметра отверстия за один ремонт с учетом износа и припуска на обра­ботку называется ремонтным интервалом. Формирование ре­монтного интервала и получение ремонтного размера показаны на рис. 2.2.

clip_image002

Рис. 2.2. Схема определения ремонтного размера вала при его равномерном износе

Минимально допустимый диаметр вала устанавливают ис­ходя из глубины закаленного слоя и других лимитирующих фак­торов (прочности, толщины антифрикционного слоя вкладышей подшипников и др.). Максимальный допустимый диаметр отвер­стия устанавливают исходя из прочности и других факторов.

При обработке деталей под ремонтные размеры снимаются небольшие припуски, соответствующие чистовой обработке. По­этому геометрия режущего инструмента и режимы обработки ос­таются теми же, что и при соответствующих операциях механи­ческой обработки. Допуски на ремонтные размеры вала и отвер­стия остаются теми же, что и на номинальные размеры, так как их размеры находятся в тех же размерных интервалах. Характер сопряжения (посадка) деталей при этом восстанавливается до за­данного значения предприятием-изготовителем.

Обработка деталей под ремонтные размеры нашла широкое применение при восстановлении деталей (15...30 %) по причинам простоты технологического процесса и применяемого оборудо­вания, высокой технико-экономической эффективности, а также возможности повторного (многократного) восстановления дета­ли. Вместе с тем этому методу присущи и некоторые недостатки. Главным из них является нарушение взаимозаменяемости - осно­вы современного машиностроительного производства. Недостат­ками являются также сложность комплектования и подбора и увеличение складских запасов, что приводит к замораживанию больших средств или увеличению времени на доставку деталей.