Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки к госам по технологии ремонта автотранспорта - Восстановление антикоррозийных покрытий

 

 

Восстановление антикоррозийных покрытий

Автомобиль выходит с завода с защищенным от коррозии кузовом. Этому служат эмали, грунты, мастики, герметики, галь­ванические покрытия и другие средства, предохраняющие металл узлов и деталей от контакта с влагой. Кроме этих функций такие покрытия служат также как дополнительная антишумовая и ан­тивибрационная защита.

Тем не менее, существующие защитные покрытия кузовов автомобилей всех марок неспособны безгранично долго противо­стоять разрушительному воздействию дорог, климата и агрессив­ных веществ, содержащихся в воздушном бассейне современных промышленных городов. В зависимости от реальных условий раньше или позже на кузовах появляются очаги коррозии, разви­вающиеся с разной степенью интенсивности. Этот процесс необ­ратим. Его нельзя остановить полностью, но замедлить возмож­но. Кроме того, антикоррозийные покрытия могут разрушаться вследствие аварийных повреждений.

По своему назначению антикоррозийные покрытия можно разделить на четыре группы:

- покрытия для защиты скрытых полостей кузова;

- покрытия для защиты колесных арок;

- покрытия для защиты внутренних поверхностей кузова;

- защита сварочных и стыковых швов.

Покрытия для защиты скрытых полостей кузова должны иметь следующие свойства:

- быть легко проникающими в труднодоступные, скрытые полости автомобиля (пороги, лонжероны, усилители и др.), т. е. достаточно жидкими в процессе нанесения;

- обладать вытесняющими влагу свойствами;

- содержать вещества, останавливающие коррозию (ингиби­торы коррозии);

- обладать хорошей адгезией к поверхности металла, иметь способность смачивать и подниматься по вертикальной поверх­ности;

- после нанесения создавать на поверхности металла эла­стичную пленку, надежно защищающую его от воздействия внешней среды. Эта пленка не должна разрушаться под воздейст­вием рабочих температур покрытия (-40+60 °С).

Некоторые современные антикоры имеют в своем составе люминисцентные вещества, светящиеся при облучении ультра­фиолетовой лампой. Это позволяет легко контролировать качест­во нанесения покрытия.

В большей или меньшей степени такими свойствами обла­дают ряд препаратов, как отечественных, так и импортных: «Мовиль», «Тектил», «Ваксойл», «Соудал» и др.

clip_image026


Этот тип антикоррозионных составов наносится в основном с помощью безвоздушного распыления. В качестве распылителя используется установка, похожая на установку для безвоздушно­го распыления краски (рис. 2.39).

Рис. 2.39. Устройство для распыления антикоррозионных

составов в скрытые полости: 1 - бак с составом; 2 - трубка

подачи; 3 - штуцер подачи нагнетающего воздуха;

4 - воздушный насос; 5 - шланг с форсункой на конце

Покрытия для защиты колесных арок и днища кузова. Эти антикоррозийные составы предназначены для защиты всех на­ружных поверхностей кузова, расположенных снизу днища: внутренние поверхности крыльев и брызговиков; наружные по­верхности лонжеронов и усилителей пола, кронштейнов, бензо­бака и др. Все эти поверхности в процессе эксплуатации испыты­вают на себе воздействие водяных и грязевых потоков, образуе­мых колесами, удары камней и постоянно покрыты слоем грязи -то мокрым, пропитанным солевыми растворами, то замерзающим и при этом разбухающим. Резкие температурные колебания тоже постоянно сопровождают эксплуатацию автомобиля и его кузова. Такие жесткие условия приводят к тому, что малейшее повреж­дение защитных покрытий здесь вызывает быстрое развитие кор­розионного поражения. Больше всего страдают колесные ниши, пороги и части днища, расположенные позади ведущих колес. В то же время именно они труднодоступны для осмотра, и тем большие усилия нужны для защиты их покрытия, улучшения его сохраняющей способности.

Таким образом, антикоррозийные составы для защиты этих поверхностей должны иметь следующий комплекс свойств:

- обладать высокой износостойкостью при абразивном износе;

- быть достаточно эластичными и не повреждаться при ударах;

- обладать хорошей адгезией к поверхности металла;

- давать возможность наносить толстый слой для антивиб­рационной и шумовой защиты;

- содержать вещества, останавливающие коррозию;

- покрытие не должно разрушаться, трескаться, твердеть или оплывать под воздействием рабочих температур эксплуатации (-40+60 °С).

В наибольшей степени данным требованиям отвечают за­щитные покрытия на основе эпоксидных смол с добавлением каучука, резины для придания эластичности и ряда других доба­вок. В более дешевых покрытиях в качестве связующего исполь­зуют битум с добавками полимеров и резиновой крошки. Наибо­лее дешевыми покрытиями являются битумные с добавками слю­ды, сланцев и т. п. (битумно-сланцевые).

На рынке присутствует большое количество антикоррозий­ных составов и мастик, как от отечественных, так и зарубежных производителей, отвечающих данным требованиям, например: «БПМ», «Мастика полимерно-битумная», «Антигравий», «Тсктил для днища» и др.

Все перечисленные составы наносятся двумя способами: механическим (кистью) и распылением воздушным или безвоз­душным. Для облегчения нанесения битумные мастики рекомен­дуется подогревать или разбавлять растворителями. Толщина на­носимого слоя может составлять от 0,5 до 2 мм (рис. 2.40).

Покрытия для защиты внутренних поверхностей кузова. Предназначены для защиты от влаги: пола салона и багажника, внутренних поверхностей дверей и других поверхностей боль­шой площади, к которым имеется свободный доступ для обра­ботки. Одновременно данные составы являются антивибрацион­ными и противошумовыми. Должны обладать теми же свойства­ми, что и предыдущие составы, но без предъявления требований к стойкости от абразивного износа. Выпускаются в основном в виде битумных мастик с различными наполнителями. Способ на­несения - механический или распылением. Как вариант имеют распространение покрытия в виде ковра с алюминиевой или по­лимерной подложкой. При нанесении такого покрытия из целого рулона отрезают кусок нужной формы и размеров, накладывают на защищаемую поверхность, прикатывают липкой стороной. Дополнительно такое покрытие может быть прогрето с помощью теплового пистолета для лучшего прилипания к поверхности. Наиболее удобно такие покрытия использовать для вертикальных поверхностей: дверей, щита передка, боковых стенок салона.

clip_image028

Рис. 2.40. Рекомендуемая толщина слоев защитной мастики

на различных участках днища и колесных ниш: а - днище

и пороги: 1 - пол кузова; 2 - порог; 3 - молдинг; 4 - мастика;

б - ниша переднего колеса: 1 - брызговик; 2 - крыло;

3 - мастика; в - ниша заднего колеса: 1 - пол багажника;

2 - арка колеса; 3 - крыло; 4 - мастика

Антикоррозийные составы для защиты сварочных и стыко­вых швов. Очень многие соединения элементов кузова образуют Щели. К ним относятся приварочные поверхности элементов кузова, собираемых на болтах до окраски, - передних крыльев, брызго­виков облицовки радиатора, петель дверей и других деталей. Сюда же можно отнести и многие швы точечной сварки и фальцевые со­единения наружных и внутренних панелей дверей, капота, крыш­ки багажника и практически всех кузовных деталей (рис. 2.41). В процессе эксплуатации в эти щели может попасть влага, проник­нуть в глубь которой поможет капиллярный эффект. Эта попавшая влага практически не высыхает, и соединение начинает коррози­ровать изнутри. Дополнительно нужно отметить, что эти соедине­ния «дышат», т. е. деформируются в процессе эксплуатации кузо­ва, вследствие его нежесткости. Поэтому к составам для обработ­ки таких поверхностей предъявляются требования:

- быть легко проникающими в щели;

- обладать вытесняющими влагу свойствами;

- содержать вещества, останавливающие коррозию (инги­биторы коррозии);

обладать хорошей адгезией к поверхности металла, иметь способность смачивать и подниматься по вертикальной поверх­ности;

- герметизировать шов, оставаясь эластичными в рабочем
интервале температур (-40+60 °С).

Исходя из перечисленных требований, наиболее подходя­щим для защиты таких стыков у новых деталей кузова будет по-лимеризующийся на воздухе силиконовый герметик. Герметики поставляются в продажу в виде туб, для выдавливания необходи­мо иметь специальный пресс-пистолет.

Рис. 2.41. Антикоррозионная обработка соединений кузовных деталей, где образуются щели (точками показан нанесенный герметик)


clip_image030

Для защиты от коррозии старых (уже начавших корродиро­вать) деталей лучше всего использовать комбинацию двух соста­вов. Саму щель напитать составом для защиты скрытых полос­тей. Такие составы имеют хорошую способность растекаясь сма­чивать поверхности. Если вдоль любой щели капнуть «Мовилем», то он будет уходить в нее, а подпитывая эту каплю до тех пор, пока она исчезает, можно заполнить щель до краев, предот­вратив в дальнейшем попадание сюда воды. Подпитывают каплю заостренной палочкой, тонкой кисточкой или масленкой с тон­ким носиком. Если размер щели позволяет, то «Мовиль» вносят непосредственно кисточкой.

Затем после обработки проникающим средством с наруж­ных поверхностей шва растворителем удаляют его пятна и поте­ки и сверху наносят из тубы силиконовый герметик.