Восстановление антикоррозийных покрытий
Автомобиль выходит с завода с защищенным от коррозии кузовом. Этому служат эмали, грунты, мастики, герметики, гальванические покрытия и другие средства, предохраняющие металл узлов и деталей от контакта с влагой. Кроме этих функций такие покрытия служат также как дополнительная антишумовая и антивибрационная защита.
Тем не менее, существующие защитные покрытия кузовов автомобилей всех марок неспособны безгранично долго противостоять разрушительному воздействию дорог, климата и агрессивных веществ, содержащихся в воздушном бассейне современных промышленных городов. В зависимости от реальных условий раньше или позже на кузовах появляются очаги коррозии, развивающиеся с разной степенью интенсивности. Этот процесс необратим. Его нельзя остановить полностью, но замедлить возможно. Кроме того, антикоррозийные покрытия могут разрушаться вследствие аварийных повреждений.
По своему назначению антикоррозийные покрытия можно разделить на четыре группы:
- покрытия для защиты скрытых полостей кузова;
- покрытия для защиты колесных арок;
- покрытия для защиты внутренних поверхностей кузова;
- защита сварочных и стыковых швов.
Покрытия для защиты скрытых полостей кузова должны иметь следующие свойства:
- быть легко проникающими в труднодоступные, скрытые полости автомобиля (пороги, лонжероны, усилители и др.), т. е. достаточно жидкими в процессе нанесения;
- обладать вытесняющими влагу свойствами;
- содержать вещества, останавливающие коррозию (ингибиторы коррозии);
- обладать хорошей адгезией к поверхности металла, иметь способность смачивать и подниматься по вертикальной поверхности;
- после нанесения создавать на поверхности металла эластичную пленку, надежно защищающую его от воздействия внешней среды. Эта пленка не должна разрушаться под воздействием рабочих температур покрытия (-40+60 °С).
Некоторые современные антикоры имеют в своем составе люминисцентные вещества, светящиеся при облучении ультрафиолетовой лампой. Это позволяет легко контролировать качество нанесения покрытия.
В большей или меньшей степени такими свойствами обладают ряд препаратов, как отечественных, так и импортных: «Мовиль», «Тектил», «Ваксойл», «Соудал» и др.
Этот тип антикоррозионных составов наносится в основном с помощью безвоздушного распыления. В качестве распылителя используется установка, похожая на установку для безвоздушного распыления краски (рис. 2.39).
Рис. 2.39. Устройство для распыления антикоррозионных
составов в скрытые полости: 1 - бак с составом; 2 - трубка
подачи; 3 - штуцер подачи нагнетающего воздуха;
4 - воздушный насос; 5 - шланг с форсункой на конце
Покрытия для защиты колесных арок и днища кузова. Эти антикоррозийные составы предназначены для защиты всех наружных поверхностей кузова, расположенных снизу днища: внутренние поверхности крыльев и брызговиков; наружные поверхности лонжеронов и усилителей пола, кронштейнов, бензобака и др. Все эти поверхности в процессе эксплуатации испытывают на себе воздействие водяных и грязевых потоков, образуемых колесами, удары камней и постоянно покрыты слоем грязи -то мокрым, пропитанным солевыми растворами, то замерзающим и при этом разбухающим. Резкие температурные колебания тоже постоянно сопровождают эксплуатацию автомобиля и его кузова. Такие жесткие условия приводят к тому, что малейшее повреждение защитных покрытий здесь вызывает быстрое развитие коррозионного поражения. Больше всего страдают колесные ниши, пороги и части днища, расположенные позади ведущих колес. В то же время именно они труднодоступны для осмотра, и тем большие усилия нужны для защиты их покрытия, улучшения его сохраняющей способности.
Таким образом, антикоррозийные составы для защиты этих поверхностей должны иметь следующий комплекс свойств:
- обладать высокой износостойкостью при абразивном износе;
- быть достаточно эластичными и не повреждаться при ударах;
- обладать хорошей адгезией к поверхности металла;
- давать возможность наносить толстый слой для антивибрационной и шумовой защиты;
- содержать вещества, останавливающие коррозию;
- покрытие не должно разрушаться, трескаться, твердеть или оплывать под воздействием рабочих температур эксплуатации (-40+60 °С).
В наибольшей степени данным требованиям отвечают защитные покрытия на основе эпоксидных смол с добавлением каучука, резины для придания эластичности и ряда других добавок. В более дешевых покрытиях в качестве связующего используют битум с добавками полимеров и резиновой крошки. Наиболее дешевыми покрытиями являются битумные с добавками слюды, сланцев и т. п. (битумно-сланцевые).
На рынке присутствует большое количество антикоррозийных составов и мастик, как от отечественных, так и зарубежных производителей, отвечающих данным требованиям, например: «БПМ», «Мастика полимерно-битумная», «Антигравий», «Тсктил для днища» и др.
Все перечисленные составы наносятся двумя способами: механическим (кистью) и распылением воздушным или безвоздушным. Для облегчения нанесения битумные мастики рекомендуется подогревать или разбавлять растворителями. Толщина наносимого слоя может составлять от 0,5 до 2 мм (рис. 2.40).
Покрытия для защиты внутренних поверхностей кузова. Предназначены для защиты от влаги: пола салона и багажника, внутренних поверхностей дверей и других поверхностей большой площади, к которым имеется свободный доступ для обработки. Одновременно данные составы являются антивибрационными и противошумовыми. Должны обладать теми же свойствами, что и предыдущие составы, но без предъявления требований к стойкости от абразивного износа. Выпускаются в основном в виде битумных мастик с различными наполнителями. Способ нанесения - механический или распылением. Как вариант имеют распространение покрытия в виде ковра с алюминиевой или полимерной подложкой. При нанесении такого покрытия из целого рулона отрезают кусок нужной формы и размеров, накладывают на защищаемую поверхность, прикатывают липкой стороной. Дополнительно такое покрытие может быть прогрето с помощью теплового пистолета для лучшего прилипания к поверхности. Наиболее удобно такие покрытия использовать для вертикальных поверхностей: дверей, щита передка, боковых стенок салона.
Рис. 2.40. Рекомендуемая толщина слоев защитной мастики
на различных участках днища и колесных ниш: а - днище
и пороги: 1 - пол кузова; 2 - порог; 3 - молдинг; 4 - мастика;
б - ниша переднего колеса: 1 - брызговик; 2 - крыло;
3 - мастика; в - ниша заднего колеса: 1 - пол багажника;
2 - арка колеса; 3 - крыло; 4 - мастика
Антикоррозийные составы для защиты сварочных и стыковых швов. Очень многие соединения элементов кузова образуют Щели. К ним относятся приварочные поверхности элементов кузова, собираемых на болтах до окраски, - передних крыльев, брызговиков облицовки радиатора, петель дверей и других деталей. Сюда же можно отнести и многие швы точечной сварки и фальцевые соединения наружных и внутренних панелей дверей, капота, крышки багажника и практически всех кузовных деталей (рис. 2.41). В процессе эксплуатации в эти щели может попасть влага, проникнуть в глубь которой поможет капиллярный эффект. Эта попавшая влага практически не высыхает, и соединение начинает коррозировать изнутри. Дополнительно нужно отметить, что эти соединения «дышат», т. е. деформируются в процессе эксплуатации кузова, вследствие его нежесткости. Поэтому к составам для обработки таких поверхностей предъявляются требования:
- быть легко проникающими в щели;
- обладать вытесняющими влагу свойствами;
- содержать вещества, останавливающие коррозию (ингибиторы коррозии);
обладать хорошей адгезией к поверхности металла, иметь способность смачивать и подниматься по вертикальной поверхности;
- герметизировать шов, оставаясь эластичными в рабочем
интервале температур (-40+60 °С).
Исходя из перечисленных требований, наиболее подходящим для защиты таких стыков у новых деталей кузова будет по-лимеризующийся на воздухе силиконовый герметик. Герметики поставляются в продажу в виде туб, для выдавливания необходимо иметь специальный пресс-пистолет.
Рис. 2.41. Антикоррозионная обработка соединений кузовных деталей, где образуются щели (точками показан нанесенный герметик) |
Для защиты от коррозии старых (уже начавших корродировать) деталей лучше всего использовать комбинацию двух составов. Саму щель напитать составом для защиты скрытых полостей. Такие составы имеют хорошую способность растекаясь смачивать поверхности. Если вдоль любой щели капнуть «Мовилем», то он будет уходить в нее, а подпитывая эту каплю до тех пор, пока она исчезает, можно заполнить щель до краев, предотвратив в дальнейшем попадание сюда воды. Подпитывают каплю заостренной палочкой, тонкой кисточкой или масленкой с тонким носиком. Если размер щели позволяет, то «Мовиль» вносят непосредственно кисточкой.
Затем после обработки проникающим средством с наружных поверхностей шва растворителем удаляют его пятна и потеки и сверху наносят из тубы силиконовый герметик.