Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки к госам по технологии ремонта автотранспорта - Технология восстановления лакокрасочных и анти коррозионных покрытий

 

 

Технология восстановления лакокрасочных и анти коррозионных покрытий.

Ремонт лакокрасочного покрытия состоит из следующих основных операций:

- подготовки поверхности;

- нанесения слоя грунта;

- нанесения шпаклевки для выравнивания окрашиваемой поверхности;

- шлифования для сглаживания шероховатостей и неров­ностей;

- нанесения слоя порозаполнителя (или слоя краски) для выявления дефектов зашпаклеванной и зашлифованной поверх­ности;

- нанесения слоя эмали, краски, лака в соответствии с тех­ническими требованиями;

- сушки покрытия;

- полирования (при необходимости).

От качества подготовки поверхностей в значительной сте­пени зависит долговечность лакокрасочного покрытия. Прежде всего автомобиль тщательно моют, обязательно и снизу - днище, колеса, арки колес, а если он разобран полностью, то и салон. В противном случае при окраске создаваемые распылителем воз­душные вихри увлекают пыль и грязь, которые, оседая на сырой эмали, испортят качество покрытия. При покраске кузова снару­жи автомобиль разбирают только частично, демонтируя бамперы, облицовку радиатора, молдинги и другие детали. Полная окраска требует и полной разборки.

При ремонте первой операцией подготовки под окраску яв­ляется удаление старой краски, продуктов коррозии и жировых загрязнений. Существует три способа удаления старой краски: огневой, механический и химический.

Огневой способ имеет весьма ограниченное применение й заключается в том, что старая краска выжигается с поверхности детали пламенем газовой горелки или паяльной лампы. Для уда­ления старой краски с деталей кузова и оперения этот способ применять не рекомендуется.

Механический способ заключается в том, что старая краска удаляется с помощью щеток с механическим приводом, иглофре-зой, дробью. При дробеструйной очистке и очистке механизиро­ванным ручным инструментом одновременно с лакокрасочным покрытием удаляются ржавчина и окалина. Наиболее распро­страненным абразивным материалом для дробеструйной обработ­ки металлических поверхностей является металлическая дробь, вы­пускаемая промышленностью с размером зерен 0,2-0,3 мм. Шеро­ховатость обработанной поверхности не должна быть больше 20-30 мкм, что обеспечивает высокое качество вновь нанесенно­го защитного покрытия.

Для осуществления дробеструйной обработки используют передвижной дробеструйный аппарат с ручным пистолетом. В этом аппарате предусмотрена автоматическая регенерация абра­зивной дроби и подача ее в дробеструйный пистолет.

Для удаления продуктов коррозии ручным механическим способом применяют различные установки. Из этих установок наибольший интерес представляет иглофреза. Изготовлена иг-лофреза из прямых отрезков высокопрочной проволоки с опреде­ленной плотностью набивки. Такой инструмент может срезать слой ржавчины, окалины, металла толщиной 0,01-1 мм. Из руч­ного механизированного инструмента для очистки поверхностей и удаления лакокрасочных покрытий используют также шлиф-машинки разных конструкций.

Для удаления покрытий химическим способом применяют различные смывки (табл. 2.5). Смывки наносят на поверхность распылением или кистью. Через несколько часов покрытие вспу­чивается, и его удаляют механическим способом, а затем поверх­ность промывают водой. Химический способ удаления старой краски наиболее эффективен как по качеству, так и по произво­дительности, но не удаляет ржавчину, окалину и т. п.

В зависимости от состояния наносимого материала и спосо­ба его подачи на окрашиваемую поверхность используют самые разнообразные методы окрашивания: механические (кистью, тампоном), окунанием, пневматическим и безвоздушным распы­лением.

Механический способ прост, но не дает необходимые деко­ративные свойства и применяется для окраски деталей с невиди­мой стороны (рама, полости кузова). Окунанием окрашивают не­большие детали. Как разновидность способа окунания произво­дят окраску мелких выбоин и царапин на кузовных деталях, на­нося капельку краски с заостренной палочки.


Таблица 2.5
Смывки лакокрасочных покрытий__________________________

 

Тип смывки

Состав смывки

Пленкообразователи

удаляемых

лакокрасочных

покрытий

Компоненты

Содержа­ние, %

СД(СП)

диоксалан-1,3

50

Масляные, фенольно-масляные, виниловые

бензол

30

этиловый спирт

10

ацетон

10

АФТ

диоксалан-1,3

47,5

Нитроцеллюлозные, масляные, винило­вые, фенольно-масляные, поливи-нилбутиральные

толуол

28,0

ацетон

19,0

колоксилин

5,0

парафин

0,5

СП-6

метиленхлорид

70,36

Масляные, алкидные, винилхлоридные,по-лиакрилатные, мела-

миноформ-альдегидные, эпок­сидные

смола ПСХ-С

11,24

диоксалан-1,3

9,21

ксилол

5,62

уксусная кислота

2,25

парафин

1,12

СП-7

метиленхлорид

75,8

Масляные, алкидные, винилхлоридные, по-лиакрилатные, мела-

миноформ-альдегидные, эпок­сидные. Покрытия, состоящие из грунтов В-КФ-093, ЭФ-083 и эмалей МЛ-197, МЛ-12,МЛ-1110

этиловый спиот

8.4

аммиак (25%-ный расгвор)

6,2

метилцеллюлоза

4,0

диэтиленгликоль

2,5

ОП-7

1,5

жирные кислоты льняного масла

1,0

парафин

0,6

СПС-1

метиленхлорид

69,6

Эпоксидные, эпок-сидно-этинолевые, полиуретановые, ал­кидные, масляные

тиксотропная паста

13,2

этиловый спирт

7,7

ОП-7,ОП-10

5,0

парафин

3,7

жидкое мыло

0,8

Пневматическое распыление является наиболее распростра­ненным методом нанесения ремонтного покрытия. В авторемонт­ном производстве окраска кузовов осуществляется распылением краски при помощи пистолета-краскораспылителя. Способ окра­ски краскораспылителем высокопроизводителен и более экономи­чен по сравнению с ручным способом. При малом объеме окра­сочных работ, а также при исправлении дефектов пользуются пульверизатором (рис. 2.36), снабженным стаканчиком для краски, смонтированным на корпусе пистолета (краскораспыли­тель КР-Ю и др.). Подача краски производится самотеком под действием силы тяжести или инжекционным способом. Разве­денная краска поступает в пистолет, откуда разбрызгивается на окрашиваемую поверхность воздушной струей. Воздух от ком­прессора через масловлагоотделитель поступает к пистолету под давлением 0,3-0,4 МПа.

clip_image020

Рис. 2.36. Схема бестуманного пистолета-распылителя:

1 - головка; 2 - сопло; 3 - факельное кольцо; 4 - игла; 5 - рычаг;

6 - затвор; 7, 8 - регулировочные гайка и винт; 9 - решетка;

10 - патрубок; 11 - рукоятка; 12 - воздушное сопло;

13 - ниппели; 14 - спусковой крючок; 15, 17 - трубки;

16 - стаканчик; 18 - штуцер


Для окраски больших поверхностей кузова применяются краскораспылители с отдельным бачком. Давление на краску в нагнетательном бачке 1,5-2 кг/см2 (0,15-0,20 МПа). Для обеспе­чения одинаковой консистенции краски бачок снабжен мешал­кой, приводимой в движение от руки. Окрашивание кузова про­изводится в распылительных камерах.

Способ окрашивания распылением краски имеет ряд суще­ственных недостатков: метод требует разжижения краски до оп­ределенной вязкости растворителем, что приводит к большей по­ристости слоя краски и возможным потекам при ее нанесении, тяжелые санитарно-гигиенические условия работающих.

Безвоздушное распыление красок можно осуществлять с подогревом и без подогрева красок. Сущность способа безвоз­душного распыления красок состоит в следующем (рис. 2.37).

clip_image022

Рис. 2.37. Схема установки для безвоздушного распыления

Краска из бачка 1 но питающей линии 2 насосом 7 под дав­лением 4-6 МПа подается к подогревателю 6, где нагревается до 70-100 °С, а затем поступает к распылителю 5. При выходе крас­ки из сопла в атмосферу происходит большой перепад давления от 4-6 МПа до 100 кПа. При этом происходит большое увеличе­ние объема и дробление частиц краски и мгновенное испарение быстро летучей части растворителя. Факел распыляемой краски становится защищенным от окружающей среды оболочкой паров растворителя, поэтому тумана не образуется. Потери краски на туманообразование снижаются в 2-4 раза по сравнению с пнев­матическим распылением, а санитарные условия работы улуч­шаются. В применяемых установках неиспользованная часть краски насосом 7 подается обратно в бачок 1 по шлангу 4 через регулирующий клапан 3.

Безвоздушным распылением можно наносить все приме­няемые для окраски лакокрасочные материалы. Покрытие полу­чается хорошего качества, равномерной толщины и почти при полном отсутствии пористости. Для безвоздушного распыления с подогревом выпускается установка УРБ-3 во взрывобезопасном исполнении с усовершенствованной конструкцией сопел. Окра­ску безвоздушным распылением без подогрева краски целесооб­разно применять в том случае, когда не требуется высокого каче­ства декоративности покрытия, например при грунтовании. Хотя процесс нанесения краски при этом проще, чем при распылении с подогревом, все же покрытие получается неровным, с потеками.

Окраска в электростатическом поле является одним из наиболее экономичных методов окрашивания. Сущность его за­ключается в том, что при создании электрического поля высокого напряжения частицы краски приобретают заряд и осаждаются на окрашиваемой поверхности детали, имеющей противоположный заряд. Наносить покрытия в электростатическом поле можно в стационарных камерах или при помощи передвижных ручных ус­тановок. Но ввиду сложности метод в ремонте практически не применяется.

Сушка лакокрасочных покрытий. Лакокрасочные материалы при обычной температуре сохнут медленно (24-48 ч), а меламиноалкидные эмали на воздухе совсем не сохнут, сушка их проис­ходит только при повышенной температуре. Для ускорения про­цесса высыхания лакокрасочной пленки и придания ей прочности и твердости применяют искусственную сушку окрашенных изде­лий. Применяются два способа сушки: конвекционный - обогре­вание изделий горячим воздухом в специальных сушильных ка­мерах и терморадиационный - инфракрасными лучами за счет теплоизлучения (рис. 2.38).

а) поток теплоты б) пары растворителя


clip_image024


Схема образования лакокрасочного покрытия

при сушке: а - конвекцией; б - терморадиацией; 1 - изделие;

2 - не засохший слой; 3 - корка; 4 - высыхающий слой

При конвекционном способе сушки высыхание краски про­исходит с поверхности покрытия с образованием поверхностной пленки, препятствующей высыханию нижних слоев и улетучива­нию из слоя краски растворителя. Пары растворителя приводят к разрушению покрытия и образованию пор. Длительность сушки при этом увеличивается. Все это является недостатком данного способа.

Терморадиационная сушка - сушка инфракрасными лучами, основанная на свойстве инфракрасных лучей проникать через различные среды. Инфракрасные лучи с длиной волны 4-5 мкм способны проникать через воздух и слой краски, теряя при этом незначительную часть своей энергии. Основная же часть элек­тромагнитной энергии инфракрасного излучения задерживается и аккумулируется металлом изделия и переходит в тепловую энер­гию. При этом металл нагревается, и теплота от него передается краске. Таким образом, распространение теплоты по толщине по­крытия и высыхание краски происходит от нижних слоев, приле­гающих к поверхности изделия, к наружным слоям. При этом па­ры растворителя свободно улетучиваются, и образования поверх­ностной пленки не происходит, так как отвердение верхних слоев краски наступает в последнюю очередь.

Для сушки отдельных участков кузова, окрашенного меламиноалкидными эмалями, можно использовать ламповые излуча­тели. Лампы устанавливаются на расстоянии 200-300 мм от ок­рашенной поверхности и располагаются перпендикулярно к ней. Вместо инфракрасных ламповых излучателей широкое распро­странение получили панельные излучатели инфракрасных лучей закрытого типа, представляющие собой чугунные плиты, нагре­ваемые газом или электрическим током. Термоизлучатели, обог­реваемые током, изготовляются не только в виде плит, но и в ви­де трубчатых электронагревателей с параболическими отражате­лями. Для сушки небольших поверхностей кузова, окрашенного меламиноалкидными эмалями, применяются трубчатые термора­диационные рефлекторы темного излучения. Термоизлучатель состоит из трубчатых нагревательных элементов, температура которых на наружной поверхности достигает 400^50° С.

Продолжительность сушки меламиноалкидной эмали: пер­вого слоя 6-1.0 мин, второго - 15-20 мин. Терморадиационная сушка лакокрасочных покрытий является прогрессивным произ­водительным способом, позволяющим сократить продолжитель­ность сушки по сравнению с конвекционной в 2-5 раз.