Технология восстановления лакокрасочных и анти коррозионных покрытий.
Ремонт лакокрасочного покрытия состоит из следующих основных операций:
- подготовки поверхности;
- нанесения слоя грунта;
- нанесения шпаклевки для выравнивания окрашиваемой поверхности;
- шлифования для сглаживания шероховатостей и неровностей;
- нанесения слоя порозаполнителя (или слоя краски) для выявления дефектов зашпаклеванной и зашлифованной поверхности;
- нанесения слоя эмали, краски, лака в соответствии с техническими требованиями;
- сушки покрытия;
- полирования (при необходимости).
От качества подготовки поверхностей в значительной степени зависит долговечность лакокрасочного покрытия. Прежде всего автомобиль тщательно моют, обязательно и снизу - днище, колеса, арки колес, а если он разобран полностью, то и салон. В противном случае при окраске создаваемые распылителем воздушные вихри увлекают пыль и грязь, которые, оседая на сырой эмали, испортят качество покрытия. При покраске кузова снаружи автомобиль разбирают только частично, демонтируя бамперы, облицовку радиатора, молдинги и другие детали. Полная окраска требует и полной разборки.
При ремонте первой операцией подготовки под окраску является удаление старой краски, продуктов коррозии и жировых загрязнений. Существует три способа удаления старой краски: огневой, механический и химический.
Огневой способ имеет весьма ограниченное применение й заключается в том, что старая краска выжигается с поверхности детали пламенем газовой горелки или паяльной лампы. Для удаления старой краски с деталей кузова и оперения этот способ применять не рекомендуется.
Механический способ заключается в том, что старая краска удаляется с помощью щеток с механическим приводом, иглофре-зой, дробью. При дробеструйной очистке и очистке механизированным ручным инструментом одновременно с лакокрасочным покрытием удаляются ржавчина и окалина. Наиболее распространенным абразивным материалом для дробеструйной обработки металлических поверхностей является металлическая дробь, выпускаемая промышленностью с размером зерен 0,2-0,3 мм. Шероховатость обработанной поверхности не должна быть больше 20-30 мкм, что обеспечивает высокое качество вновь нанесенного защитного покрытия.
Для осуществления дробеструйной обработки используют передвижной дробеструйный аппарат с ручным пистолетом. В этом аппарате предусмотрена автоматическая регенерация абразивной дроби и подача ее в дробеструйный пистолет.
Для удаления продуктов коррозии ручным механическим способом применяют различные установки. Из этих установок наибольший интерес представляет иглофреза. Изготовлена иг-лофреза из прямых отрезков высокопрочной проволоки с определенной плотностью набивки. Такой инструмент может срезать слой ржавчины, окалины, металла толщиной 0,01-1 мм. Из ручного механизированного инструмента для очистки поверхностей и удаления лакокрасочных покрытий используют также шлиф-машинки разных конструкций.
Для удаления покрытий химическим способом применяют различные смывки (табл. 2.5). Смывки наносят на поверхность распылением или кистью. Через несколько часов покрытие вспучивается, и его удаляют механическим способом, а затем поверхность промывают водой. Химический способ удаления старой краски наиболее эффективен как по качеству, так и по производительности, но не удаляет ржавчину, окалину и т. п.
В зависимости от состояния наносимого материала и способа его подачи на окрашиваемую поверхность используют самые разнообразные методы окрашивания: механические (кистью, тампоном), окунанием, пневматическим и безвоздушным распылением.
Механический способ прост, но не дает необходимые декоративные свойства и применяется для окраски деталей с невидимой стороны (рама, полости кузова). Окунанием окрашивают небольшие детали. Как разновидность способа окунания производят окраску мелких выбоин и царапин на кузовных деталях, нанося капельку краски с заостренной палочки.
Таблица 2.5
Смывки лакокрасочных покрытий__________________________
Тип смывки |
Состав смывки |
Пленкообразователи удаляемых лакокрасочных покрытий |
|
Компоненты |
Содержание, % |
||
СД(СП) |
диоксалан-1,3 |
50 |
Масляные, фенольно-масляные, виниловые |
бензол |
30 |
||
этиловый спирт |
10 |
||
ацетон |
10 |
||
АФТ |
диоксалан-1,3 |
47,5 |
Нитроцеллюлозные, масляные, виниловые, фенольно-масляные, поливи-нилбутиральные |
толуол |
28,0 |
||
ацетон |
19,0 |
||
колоксилин |
5,0 |
||
парафин |
0,5 |
||
СП-6 |
метиленхлорид |
70,36 |
Масляные, алкидные, винилхлоридные,по-лиакрилатные, мела- миноформ-альдегидные, эпоксидные |
смола ПСХ-С |
11,24 |
||
диоксалан-1,3 |
9,21 |
||
ксилол |
5,62 |
||
уксусная кислота |
2,25 |
||
парафин |
1,12 |
||
СП-7 |
метиленхлорид |
75,8 |
Масляные, алкидные, винилхлоридные, по-лиакрилатные, мела- миноформ-альдегидные, эпоксидные. Покрытия, состоящие из грунтов В-КФ-093, ЭФ-083 и эмалей МЛ-197, МЛ-12,МЛ-1110 |
этиловый спиот |
8.4 |
||
аммиак (25%-ный расгвор) |
6,2 |
||
метилцеллюлоза |
4,0 |
||
диэтиленгликоль |
2,5 |
||
ОП-7 |
1,5 |
||
жирные кислоты льняного масла |
1,0 |
||
парафин |
0,6 |
||
СПС-1 |
метиленхлорид |
69,6 |
Эпоксидные, эпок-сидно-этинолевые, полиуретановые, алкидные, масляные |
тиксотропная паста |
13,2 |
||
этиловый спирт |
7,7 |
||
ОП-7,ОП-10 |
5,0 |
||
парафин |
3,7 |
||
жидкое мыло |
0,8 |
Пневматическое распыление является наиболее распространенным методом нанесения ремонтного покрытия. В авторемонтном производстве окраска кузовов осуществляется распылением краски при помощи пистолета-краскораспылителя. Способ окраски краскораспылителем высокопроизводителен и более экономичен по сравнению с ручным способом. При малом объеме окрасочных работ, а также при исправлении дефектов пользуются пульверизатором (рис. 2.36), снабженным стаканчиком для краски, смонтированным на корпусе пистолета (краскораспылитель КР-Ю и др.). Подача краски производится самотеком под действием силы тяжести или инжекционным способом. Разведенная краска поступает в пистолет, откуда разбрызгивается на окрашиваемую поверхность воздушной струей. Воздух от компрессора через масловлагоотделитель поступает к пистолету под давлением 0,3-0,4 МПа.
Рис. 2.36. Схема бестуманного пистолета-распылителя:
1 - головка; 2 - сопло; 3 - факельное кольцо; 4 - игла; 5 - рычаг;
6 - затвор; 7, 8 - регулировочные гайка и винт; 9 - решетка;
10 - патрубок; 11 - рукоятка; 12 - воздушное сопло;
13 - ниппели; 14 - спусковой крючок; 15, 17 - трубки;
16 - стаканчик; 18 - штуцер
Для окраски больших поверхностей кузова применяются краскораспылители с отдельным бачком. Давление на краску в нагнетательном бачке 1,5-2 кг/см2 (0,15-0,20 МПа). Для обеспечения одинаковой консистенции краски бачок снабжен мешалкой, приводимой в движение от руки. Окрашивание кузова производится в распылительных камерах.
Способ окрашивания распылением краски имеет ряд существенных недостатков: метод требует разжижения краски до определенной вязкости растворителем, что приводит к большей пористости слоя краски и возможным потекам при ее нанесении, тяжелые санитарно-гигиенические условия работающих.
Безвоздушное распыление красок можно осуществлять с подогревом и без подогрева красок. Сущность способа безвоздушного распыления красок состоит в следующем (рис. 2.37).
Рис. 2.37. Схема установки для безвоздушного распыления
Краска из бачка 1 но питающей линии 2 насосом 7 под давлением 4-6 МПа подается к подогревателю 6, где нагревается до 70-100 °С, а затем поступает к распылителю 5. При выходе краски из сопла в атмосферу происходит большой перепад давления от 4-6 МПа до 100 кПа. При этом происходит большое увеличение объема и дробление частиц краски и мгновенное испарение быстро летучей части растворителя. Факел распыляемой краски становится защищенным от окружающей среды оболочкой паров растворителя, поэтому тумана не образуется. Потери краски на туманообразование снижаются в 2-4 раза по сравнению с пневматическим распылением, а санитарные условия работы улучшаются. В применяемых установках неиспользованная часть краски насосом 7 подается обратно в бачок 1 по шлангу 4 через регулирующий клапан 3.
Безвоздушным распылением можно наносить все применяемые для окраски лакокрасочные материалы. Покрытие получается хорошего качества, равномерной толщины и почти при полном отсутствии пористости. Для безвоздушного распыления с подогревом выпускается установка УРБ-3 во взрывобезопасном исполнении с усовершенствованной конструкцией сопел. Окраску безвоздушным распылением без подогрева краски целесообразно применять в том случае, когда не требуется высокого качества декоративности покрытия, например при грунтовании. Хотя процесс нанесения краски при этом проще, чем при распылении с подогревом, все же покрытие получается неровным, с потеками.
Окраска в электростатическом поле является одним из наиболее экономичных методов окрашивания. Сущность его заключается в том, что при создании электрического поля высокого напряжения частицы краски приобретают заряд и осаждаются на окрашиваемой поверхности детали, имеющей противоположный заряд. Наносить покрытия в электростатическом поле можно в стационарных камерах или при помощи передвижных ручных установок. Но ввиду сложности метод в ремонте практически не применяется.
Сушка лакокрасочных покрытий. Лакокрасочные материалы при обычной температуре сохнут медленно (24-48 ч), а меламиноалкидные эмали на воздухе совсем не сохнут, сушка их происходит только при повышенной температуре. Для ускорения процесса высыхания лакокрасочной пленки и придания ей прочности и твердости применяют искусственную сушку окрашенных изделий. Применяются два способа сушки: конвекционный - обогревание изделий горячим воздухом в специальных сушильных камерах и терморадиационный - инфракрасными лучами за счет теплоизлучения (рис. 2.38).
а) поток теплоты б) пары растворителя |
Схема образования лакокрасочного покрытия
при сушке: а - конвекцией; б - терморадиацией; 1 - изделие;
2 - не засохший слой; 3 - корка; 4 - высыхающий слой
При конвекционном способе сушки высыхание краски происходит с поверхности покрытия с образованием поверхностной пленки, препятствующей высыханию нижних слоев и улетучиванию из слоя краски растворителя. Пары растворителя приводят к разрушению покрытия и образованию пор. Длительность сушки при этом увеличивается. Все это является недостатком данного способа.
Терморадиационная сушка - сушка инфракрасными лучами, основанная на свойстве инфракрасных лучей проникать через различные среды. Инфракрасные лучи с длиной волны 4-5 мкм способны проникать через воздух и слой краски, теряя при этом незначительную часть своей энергии. Основная же часть электромагнитной энергии инфракрасного излучения задерживается и аккумулируется металлом изделия и переходит в тепловую энергию. При этом металл нагревается, и теплота от него передается краске. Таким образом, распространение теплоты по толщине покрытия и высыхание краски происходит от нижних слоев, прилегающих к поверхности изделия, к наружным слоям. При этом пары растворителя свободно улетучиваются, и образования поверхностной пленки не происходит, так как отвердение верхних слоев краски наступает в последнюю очередь.
Для сушки отдельных участков кузова, окрашенного меламиноалкидными эмалями, можно использовать ламповые излучатели. Лампы устанавливаются на расстоянии 200-300 мм от окрашенной поверхности и располагаются перпендикулярно к ней. Вместо инфракрасных ламповых излучателей широкое распространение получили панельные излучатели инфракрасных лучей закрытого типа, представляющие собой чугунные плиты, нагреваемые газом или электрическим током. Термоизлучатели, обогреваемые током, изготовляются не только в виде плит, но и в виде трубчатых электронагревателей с параболическими отражателями. Для сушки небольших поверхностей кузова, окрашенного меламиноалкидными эмалями, применяются трубчатые терморадиационные рефлекторы темного излучения. Термоизлучатель состоит из трубчатых нагревательных элементов, температура которых на наружной поверхности достигает 400^50° С.
Продолжительность сушки меламиноалкидной эмали: первого слоя 6-1.0 мин, второго - 15-20 мин. Терморадиационная сушка лакокрасочных покрытий является прогрессивным производительным способом, позволяющим сократить продолжительность сушки по сравнению с конвекционной в 2-5 раз.