Товарная экспертиза. Оценка основополагающих характеристик товара.
Товарная экспертиза— оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.
Товары имеют четыре основополагающие характеристики:ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную.
Ассортиментная — совокупность отличительных групповых и видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное или социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.
Качественная— совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности.
Количественная— совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения.
Стоимостная – характеризует установление цены в соответствие с качеством товара.
Экспертные заключения, выдаваемые заказчику имеют статус официального документа доказательного значения и м.б. использованы в суде.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ.
Критерии – это отличительные признаки объекта экспертизы, которые используются при оценке потребительских свойств. Подразделяются на общие и конкретные.
Общие – это сложившиеся в обществе ценностные представления и нормы, руководствуясь которыми эксперты судят о потребительской ценности товара.
Конкретные – это конкретные реальные требования к качеству товаров определенного вида, изложенные в отечественных или зарубежных нормативно-технических документах.
Это м.б. также совокупность базовых значений показателей, характеризующих качество продуктов или изделий.
В зависимости от целей экспертизы или от анализируемых показателей эксперты могут применять один или несколько различных критериев.
В качестве критериев могут быть выбраны степень значимости свойств и показателей, позволяющих наиболее полно и обоснованно достигнуть поставленных целей. Эту степень значимости принято обозначать через коэффициент весомости, который определяется экспертным методом путем опроса экспертов или потребителей. Выбор потребительских свойств и показателей может быть предопределен целью качественной экспертизы, а также произведен заказчиком, который в заявке определяет перечень необходимых показателей.
Методы проведения экспертизы потребительских свойств товаров
Методы проведения экспертизы потребительских свойств товаров могут быть сгруппированы с учетом различных оснований. Для классификации методов выбрано два основания. Первым основанием классификации служат различия, определяемые спецификой объекта экспертизы на стадиях разработки и эксплуатации. Вторым основанием классификации методов служат различия, определяемые спецификой подхода специалистов к решению стоящих задач и набором используемых для их решения средств.
Несмотря на обилие существующих методов проведения экспертизы потребительских свойств непродовольственных товаров, ведущим является экспертный метод, применяемый для решения отдельных вопросов экспертизы, и для проведения ее в целом. При этом используются две основные разновидности метода, различающиеся по составу экспертов и выполняемым процедурам: метод ведущего эксперта и группы и метод комиссий.
Комплексная экспертиза потребительских свойств проводится для всестороннего изучения и оценки качества групп однотипных товаров, выпускаемых серийно для массового потребления.
Оперативная экспертиза потребительских свойств товаров основывается на результатах предварительно проведенных комплексных экспертиз, это позволяет экспертам сократить сроки экспертных работ.
Оперативная экспертиза предусматривает: использование собранных ранее данных о товарах определенного вида, их потребителях, условиях потребления, результатах испытаний и т. д.; сокращенные сроки проведения; вынесение коллективного суждения экспертов о потребительском уровне качества товаров.