Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

История и философия науки. Часть 2 - Философские основания научного метода

Cмотрите так же...
История и философия науки. Часть 2
Философские основания научного метода
Методологическая схема и научная действительность
Формирование первичных теоретических моделей и законов.
Классический вариант формирования развитой теории.
Неклассический вариант формирование развитой теории.
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
Модели динамики научного знания в современной философии науки
Традиции в науке, их виды и функции
Научные революции, их сущность и типология
Механизмы революционных изменений в науке
Преемственность в развитии научных знаний
Единство количественных и качественных изменений в развитии науки
Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
Исторические типы научной рациональности
Научная рациональность как философская проблема
Классический тип научной рациональности
Неклассический тип научной рациональности
Постнеклассический тип научной рациональности
Дифференциация и интеграция наук
Роль синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах
Глобальный эволюционизм в современной картине мира
Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания в современной науке
Этические принципы современной науки
Соотношение истины и ценностей в научном познании
Социокультурные и экзистенциальные предпосылки кризиса научной рациональности.
Научная рациональность и техника
Научная рациональность как модель социальной деятельности.
Картина мира современной науки и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития
Научная рациональность и проблема диалога культур.
Научная рациональность и проблема диалога культур
Роль науки в преодолении глобальных кризисов современности
Сциентизм и антисциентизм в современной научной рефлексии.
Социальные и когнитивные причины существования псевдонаучного знания.
Наука и паранаука в современной культуре.
Наука как социальный институт.
Исторические типы научных сообществ.
Исторические типы трансляции научных знаний.
Соотношение науки и экономики в современном обществе.
All Pages

 

Философские основания научного метода

 

В основе понятия метода лежит различение формы и содержания мышления. Каждая вещь может быть аналитически разделена на материю и форму (кувшин как форма и глина). Мысленно разделяя эти нераздельные вещи человек может создавать науку о свойствах материи – физику и науку о пространственных формах – геометрию.

При формировании западной рационалистической философии по аналогии с вещами подобному разделению подверглись и нематериальные предметы: мысли, поступки. Напрмер, мышление при всё многообразии содержания всегда опирается на небольшое количество форм и законов, изучением которых занимается логика. Логика изучает формы, законы и средства правильного мышления, т.е. идеальную модель мышления, направленного на максимально адекватное воспроизведение действительности – истину. Мышление приводит к истине при соблюдении двух условий: а) истинность мысли по содержанию; б) логическая правильность рассждения. Именно второе условие является предметом изучения логики.

Научный метод включает в себя процедуры организации знания, процедуры согласования знания, процедуры получения знания и т.п. Однако любой метод – это прежде всего формальная часть познания, соединяющаяся с содержанием лишь в реальном процессе познания. Современный научный метод опирается на ряд прнципов:

1) теоретико-познавательный принцип истинности и объективности;

2) формально-логические принципы обоснованности, однозначности, непротеворечивости и полноты описания;

3) эмпирические принципы соответствия фактам, верифицируемости и фальсифицируемости;

4) прагматические принципы объясниттельной силы и технологической эффективности.

Выполнение данных принципов возможно лишь пр соблюдении определённой дисциплины мышления, обеспечить которую призван научный метод или совокупность методов.

Дедуктовно-аксиоматический метод позволил впервые систематизировать знания. Его идея состоит в том, что из небольшого числа универсальных и очевидных истин (аксиом) по правилам дедуктивного вывода может быть выведено всё остальное знание (геометрия Евклида).

Опытно-экспериментальный метод сформировался в Новое время усилиями Бэкона, Галилея, Ньютона и других основоположников современного естествознания. В его основе лежит согласование теоретических построений с эмпирическими фактами посредством наблюдения и эксперимента. Основа метода – индукция.

Сейчас основанием науки пытается стать культурология: на передний план выходят проблемы социокультурной обусловленности научного познания, анализ взаимодействия науки с другими феноменами человеческой культуры, исследование познавательных процедур в связи с исторически меняющимися ценностями и мировоззренческими ориентациями.

Поэтому нужен новый механизм, который бы на методологическом уровне обеспечил взаимодействие философии и науки.