Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

История и философия науки. Часть 2 - Наука как социальный институт.

Cмотрите так же...
История и философия науки. Часть 2
Философские основания научного метода
Методологическая схема и научная действительность
Формирование первичных теоретических моделей и законов.
Классический вариант формирования развитой теории.
Неклассический вариант формирование развитой теории.
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
Модели динамики научного знания в современной философии науки
Традиции в науке, их виды и функции
Научные революции, их сущность и типология
Механизмы революционных изменений в науке
Преемственность в развитии научных знаний
Единство количественных и качественных изменений в развитии науки
Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
Исторические типы научной рациональности
Научная рациональность как философская проблема
Классический тип научной рациональности
Неклассический тип научной рациональности
Постнеклассический тип научной рациональности
Дифференциация и интеграция наук
Роль синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах
Глобальный эволюционизм в современной картине мира
Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания в современной науке
Этические принципы современной науки
Соотношение истины и ценностей в научном познании
Социокультурные и экзистенциальные предпосылки кризиса научной рациональности.
Научная рациональность и техника
Научная рациональность как модель социальной деятельности.
Картина мира современной науки и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития
Научная рациональность и проблема диалога культур.
Научная рациональность и проблема диалога культур
Роль науки в преодолении глобальных кризисов современности
Сциентизм и антисциентизм в современной научной рефлексии.
Социальные и когнитивные причины существования псевдонаучного знания.
Наука и паранаука в современной культуре.
Наука как социальный институт.
Исторические типы научных сообществ.
Исторические типы трансляции научных знаний.
Соотношение науки и экономики в современном обществе.
All Pages

 

Наука как социальный институт.

 

Наука – динамичная система объективно истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу общества. Наука выступает в качестве системы знаний, процесса получения нового знания, социального института, вида духовного производства. Будучи системой знаний и процессом получения новых знаний, наука выполняет следующие функции: описательную, систематическую, объяснений, производственно-практическую, прогностическую, мировоззренческую.

Являясь формой закрепления и способом осуществления научной деятельности, наука выступает как социальный институт. Она включает в свой состав людей, которые образуют научные коллективы, организации, выполняющие общую функцию производства нового знания. Социальный институт науки начал складываться в Западной Европе в ХIV – ХVII столетиях, в период упадка феодализма и зарождения новых буржуазных ценностей. При этом влияние науки на социальную жизнь долгое время обнаруживалось, прежде всего, в сфере мировоззрения, в сфере – где до того в течение многих веков господствовала религия. С первых же шагов своей институционализации наука вступила в конфликтные отношения с религией.

Представляя собой конкретную систему знаний, наука вместе с тем есть своеобразная форма духовного воспроизводства и специфический социальный институт, имеющий свои организационные формы. В ходе социального развития наука постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой деятельности. Тем самым она выступает как исторический продукт развития человеческой цивилизации, духовной культуры, постепенно складываясь в особый социальный организм, вырабатывая свои принципы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и соответствующие ориентации, нормы сознания ученых. Наука как социальный институт включает в себя, прежде всего ученых с их знаниями, квалификацией и опытом, разделение и кооперацию научного труда, четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации, экспериментальное и лабораторное оборудование и т. д.

Наука была и остается, прежде всего средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование науки как специфического социального института обусловлено тем, что наука призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию научного знания, определенных форм познавательного отношения к действительности. Научная деятельность отделена от деятельности других организаций общества, которые функционируют по своим специфическим законам. Производство научных знаний имеет относительно самостоятельный замкнутый цикл. Производство новых знаний основано на предыдущих знаниях. Как социальный институт, наука становится фактором, требует затрат, экономии. Политика в области науки превращается в одну из ведущих средств управления обществом.

В рамках нормальной науки ученый запрограммирован довольно жестко и не стремится открыть что-либо новое. Ученые, таким образом, постоянно заняты проверкой и уточнением известных фактов, сбором новых фактов, но предсказанных или выделенных теорией (пример – химик может заниматься определением состава новых веществ, но понятие состава и способы его определения уже заданы парадигмой). Таким образом, наука быстро развивается, накапливает огромную информацию и опыт решения задач.