Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру связана с обеспечением приемственности в развитии интеллектуального потенциала человека. Она затрагивает два аспекта:
- материальное воплощение и внедрение научных открытий в сферу производственного процесса;
- включение в современные технологии, практику воспитания и обучения.
Новые теоретические представления способны трансформировать культурные стереотипы, внести в культуру системные изменения.
На процесс включения НТП в культуру влияют:
- микроконтекст науки – зависимость науки от характеристик научного сообщества, работающего в условия определенной эпохи;
- макроконтекст науки – зависимость от социокультурной среды, в которой развивается наука (шире, чем микро-).
Социальность науки может быть внешней (зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий) или внутренней (ментальные установки, нормы и ценности общества).
Включение НТП связано с:
1) запретом на разглашение наиболее секретных разработок;
2) запреты социально-сложных в этическом плане исследований;
3) механизмом торможения, препятствующим непосредственному проникновению новых научных данных в культуру.