Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

История и философия науки. Часть 2 - Неклассический тип научной рациональности

Cмотрите так же...
История и философия науки. Часть 2
Философские основания научного метода
Методологическая схема и научная действительность
Формирование первичных теоретических моделей и законов.
Классический вариант формирования развитой теории.
Неклассический вариант формирование развитой теории.
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
Модели динамики научного знания в современной философии науки
Традиции в науке, их виды и функции
Научные революции, их сущность и типология
Механизмы революционных изменений в науке
Преемственность в развитии научных знаний
Единство количественных и качественных изменений в развитии науки
Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
Исторические типы научной рациональности
Научная рациональность как философская проблема
Классический тип научной рациональности
Неклассический тип научной рациональности
Постнеклассический тип научной рациональности
Дифференциация и интеграция наук
Роль синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах
Глобальный эволюционизм в современной картине мира
Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания в современной науке
Этические принципы современной науки
Соотношение истины и ценностей в научном познании
Социокультурные и экзистенциальные предпосылки кризиса научной рациональности.
Научная рациональность и техника
Научная рациональность как модель социальной деятельности.
Картина мира современной науки и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития
Научная рациональность и проблема диалога культур.
Научная рациональность и проблема диалога культур
Роль науки в преодолении глобальных кризисов современности
Сциентизм и антисциентизм в современной научной рефлексии.
Социальные и когнитивные причины существования псевдонаучного знания.
Наука и паранаука в современной культуре.
Наука как социальный институт.
Исторические типы научных сообществ.
Исторические типы трансляции научных знаний.
Соотношение науки и экономики в современном обществе.
All Pages

 

Неклассический тип научной рациональности

 

Формирование неклассической науки проходило под воздействием двух причин:

- изменение места и функции науки в обществе – в конце 19 века наблюдается кризис установок классической науки. Буржуазные революции и дальнейшие события привели к распространению идей иррациональности истории. Появляется высказывание о том, что сознание человека погружено в мир и зависит от него, а значит мир абсолютно объективен.

- изучение новых предметных областей и новых объектов микро- и мегамира, стимулирующих появление новых фундаментальных теорий.

В научной революции, приведшей к становлению неклассической науки можно выделить следующие этапы:

1) конец 19 века: ряд физических открытий, поставивший под сомнение основные положения классической физики;

2) 10-20-е года 20 века: теория относительности и квантовая механика, изменившие представление о пространстве, времени и причинности, привели к появлению новых познавательных установок;

3) середина 20 века: появление кибернетики и ЭВМ породило НТР.

 

Познавательные установки неклассической науки:

- изменение стиля мышления от метафизического к диалектическому, т.е. отказ от механистизма, природа рассматривается как сложная многоуровневая система;

- изменение представления о реальности – ее объектами являются сложные явления, обладающие системными свойствами, постоянно изменяющиеся и переходящие в процессе таких изменений в новое качество;

- изменение представлений о причинности: детерминизм вероятностен, а в науке преобладают статистические законы;

- формирование представлений об относительности истины – она может быть дополнена. Любая истина требует ссылки на методы и средства своего нахождения.

- принимаются различные описания одной и той же реальности.

Изменяется и картина мира неклассической науки, природа представляет сложную систему взаимодействия явлений, доступных лишь относительно познания. Развитие науки в этот период идет на фоне формирования прикладных и инженерных дисциплин и все более активно вмешивается в природные процессы.