Философия и физика. Эвристические возможности натурфилософии
Взаимосвязь философии и физической теории определяется такими понятиями, как мировоззрение, объективная реальность, принцип, закон и т. д., которые выступают основой для построения теории и являются важнейшими критериями ее научности. Философское рассмотрение механизма становления и развития физической теории затрагивает онтологические, гносеологические (методологические) аспекты философских оснований в их органическом единстве, составляющие метанаучный каркас (философия физики) современной физической теории, проявляющейся в регулятивной, мотивационной, смыслообразующей, интегративной, селективной и особенно выделяемой эвристической функциях. Этот ряд необходимо дополнить аксиологическим аспектом, который в современной философии физики играет не менее важную роль, чем все предыдущие аспекты.
Знание в философии является метауровнем по отношению к знанию, полученному в физическом исследовании, и его принципы представляют собой умозрительное множество, из которого выбираются теоретические принципы физики.
Трудности, которые испытывает современная теоретическая физика, – это прежде всего те, которые возникают в физике атомного ядра и «элементарных» частиц; это единственная наиболее фундаментальная область физики, где трудности носят принципиальный характер, ибо если считать, что вся материя состоит из «простейших» объектов, тогда фундамент физики должен быть основан в конечном счете на законах, управляющих этими «элементарными» частицами. К трудностям второго рода относится отсутствие единой, так называемой непротиворечивой «картины мира», непонимание общего смысла, воплощенного в законах природы, отсутствие конструктивных физических идей.
Для преодоления такого рода трудностей и может служить философия физики как семантический синоним натурфилософии, ее преемница, которая может претендовать на статус относительно самостоятельной науки со своими понятиями и необходимо-достаточными математическими началами. Конечной целью, к которой стремится философия физики – это создание объективной модели (образа) Мира на основе достижений современной науки при эвристической и селективной функциях философских оснований.
При философском анализе физической теории следует иметь в виду, что здесь особенно важны не столько сами конкретные вопросы или проблемные ситуации (их может быть очень много), сколько их конструктивные решения, приводящие к обогащению научного знания. Полученные решения входят затем в систему философских оснований науки. В теоретической физике имеются различного рода проблемы (собственные, логические, методологические, философские и т. п.), которые определяются, как правило, концептуальным обоснованием.
Философские основания органически входят в содержание теоретической физики, определяют ее мировоззренческое, гносеологическое (методологическое) значение. Очень часто от исходной философской идеи зависит степень обоснованности разрабатываемой гипотезы или концепции той или иной теории. Совокупность всех философских оснований составляет важную составную часть философии физики в ее объективном содержании.
Генезис представлений теоретической физики, которые носят, как правило, модельный характер, дает поистине неисчерпаемый материал для дальнейшего философско-методологического анализа, выявляет глубокие возможности и значимость эвристической (селективной) и регулятивной роли философских оснований при формировании новой модели Мира.
Физика как наука появилась лишь благодаря тому, что ее создатели, Галилей, Ньютон, Гук, Гюйгенс, Эйлер, Лаплас, Фарадей, Максвелл и многие другие исследователи, придерживались некоторых изначальных философских принципов и правил делания науки. Принципы и правила, в свою очередь, опирались на строгие логические законы и на веру в познаваемость и механистичность (когда любые явления природы могут быть объяснены движением материи).
Что же мы должны отнести к философским принципам, на которых строится физика? Во-первых, это независимость существования природы от нашего сознания; материя самодостаточна и ее законы движения не зависят ни от бога, ни от наблюдателя. Во-вторых, исследования природы должны быть основаны: на живом созерцании, наблюдениях; на точных, бесспорных фактах; на экспериментах; на вере в познаваемость природы; на вере в то, что кроме движущейся материи в пространстве и во времени ничего нет; все законы природы, все явления природы, все факты связаны с движением материи, причинны, и эти причины следует и можно находить.
Базируясь на такой (материалистической) философии, каждый из известных исследователей (кроме релятивистов, которые отступили от этих принципов) составлял или дополнял правила делания науки. И одними из первых, если не считать древнегреческих ученых и средневековья, были Кант, Гюйгенс и Ньютон.