Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по философии для кандидатского минимума Часть 1 - Философия медицины и медицина как наука. Философские категории и понятия медицины

Cмотрите так же...
Шпаргалки по философии для кандидатского минимума Часть 1
Философия и естествознание: концепции взаимоотношений (метафизическая, трансцендентальная, антиметафизическая, диалектическая).
Природа как объект философствования. Особенности познания природы.
Естествознание: его предмет, сущность, структура. Место естествознания в системе наук
Научная картина мира и её исторические формы. Естественнонаучная картина природы
Проблема объективности знания в современных естественных науках
Современная наука и изменение формирования мировоззренческих установок техногенной цивилизации
Взаимодействие естественных наук друг с другом. Науки о неживой природе и науки о живой природе
Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке
Методы естествознания и их классификация.
Математика и естествознание. Возможности применения математики и компьютерного моделирования
Эволюция понятий пространства и времени в истории естествознания
Философия и физика. Эвристические возможности натурфилософии
Проблема дискретности материи
Идеи детерминизма и индетерминизма в естествознании
Принцип дополнительности и его философские интерпретации. Диалектика и квантовая механика
Антропный принцип. Вселенная как «экологическая ниша» человечества.
Проблема происхождения Вселенной. Модели Вселенной.
Проблема поиска внеземных цивилизаций как междисциплинарное направление научного поиска. Концепции ноокосмологии (И. Шкловский, Ф. Дрейк, К. Саган).
. Философские проблемы химии. Соотношение физики и химии.
. Проблема законов биологии
Эволюционная теория: ее развитие и философские интерпретации.
Философия экологии: предпосылки становления.
Этапы развития научной теории биосферы.
Взаимодействие человека и природы: пути его гармонизации.
Философия медицины и медицина как наука. Философские категории и понятия медицины
Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии
Понятие информации. Теоретико-информационный подход в современной науке.
Искусственный интеллект и проблема сознания в современной науке и философии
Кибернетика и общая теория систем, их связь с естествознанием.
Роль идей нелинейной динамики и синергетики в развитии современного естествознания.
Роль современного естествознания в преодолении глобальных кризисов.
Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Исторически развивающиеся, человекоразмерные объекты, комплексные системы как объекты исследования в постнеклассическом естествознании
Этические проблемы современного естествознания. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
Естествознание, технические науки и техника
All Pages

 

Философия медицины и медицина как наука. Философские категории и понятия медицины

 

Медицина, как и любая другая отрасль творческой деятельности людей, базируется на некотором комплексе философских категорий и понятий, а также фундаментальных научных представлений о природе, обществе и, конечно, человеке. Все они в сумме образуют некую картину мира (мировоззрение), характерную для представителей медицины и фармации. Понятия (общая идея) и категории (греч. kategoria - суждение) - результат осознания становления и развития предмета научного исследования. Философские категории и понятия фиксируют сущность и специфику культурно-исторического развития, а значит, и сущность человека - субъекта жизни и созидательной деятельности. Они отражают как объективные характеристики общественных систем, так и формы самосознания, в которых происходит осмысление места человека в мире и обществе, роли целесообразной деятельности человека и его преобразования, способности человека быть субъектом разнообразной материальной и духовной деятельности, познание отношения человека к миру, обществу и себе.

Причем каждая наука вырабатывает и собственные понятия, которые опираются на философские категории и составляют стержневую часть ее теоретического содержания. Так, физика опирается на категории: энергия, материя, атом и др.; химия - элемент, валентность и т.д.; биология - эволюция, вид, наследственность; физиология - организм, структура, функция; медицина - норма, здоровье, болезнь, патологическое, физиологическое, психическое и др. Философские категории по отношению к медицине выступают как наиболее общие понятия. В медицине они проявляются в форме прочной взаимосвязи между организмом и средой, различными органами и системами внутри организма, между здоровьем и болезнью, анатомо-морфологическим и физиологическим. Философ Г. Гегель писал: «Болезнь переходит во всеобщую жизнь организма, ибо страдание одного органа заражает весь организм»

На протяжении всей истории развития мышления философия, наука и медицина были взаимосвязаны. Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, - уверял Гиппократ, - сколь последняя - без доставляемых ей медицинских фактов. По мере прогресса научной медицины, по мере углубления знаний о человеке и его жизни и деятельности все актуальнее становится задача усвоения философских категорий, которые, отражая единство и многообразие мира, проникают друг в друга, предполагают друг друга. Важная проблема философии медицины - соотношение понятий единичное и общее. Общее - это часть, нередко сущность единичного. А то, чем одно единичное в данном классе объектов отличается от другого, называется особенным. Взаимосвязь между единичным и общим, особенное выступает в одном отношении как общее, в другом - единичное. Уже античный мыслитель и врач А. Цельс (I в. до н. э.) употреблял философское понятие как «целое-часть».

Категории «общее и единичное» в мышлении есть отражение тех сторон, качеств и признаков, которые присущи самим вещам, предметам или явлениям природы. Раскрытие мышлением общего, т.е. закономерного, определяющего соотношение отдельных процессов дает возможность на основе полученных знаний глубже проникнуть в понимание сути многообразных природных явлений и посему делать научные предсказания. Это значит, что в реальной действительности единичное и общее находятся в диалектической взаимосвязи: общее в принципе не существует вне единичного и наоборот, единичное (отдельное) не существует вне связи с общим пониманием сути явления или процесса.

Наряду с категориями единичного, особенного и общего (всеобщего) имеются и другие категории, отражающие взаимосвязи, отношения в природе, обществе и человеческой жизнедеятельности. Для науки, особенно медицинской, важны многие парные философские категории, такие, например, как: «количество и качество», «мера и норма», «структура и функция», «система и элемент», «причина и следствие», «необходимость и случайность» и многие, многие другие. Все они имеют кроме всего прочего еще и большое философско-методологическое значение в философии медицины, ибо в них отражаются универсальные законы познания объективного мира. Это - признание за ними наличия наиболее общих связей и отношений в реальном мире, свойственных всем явлениям материального мира, жизни вообще, жизни общества и социальных сообществ, а также духовной жизни людей.

Степень зрелости медицинской науки зависит от глубины знания и использования философских категорий «причина и следствие», раскрывающих особый тип детерминации, регулирующей, определяющей взаимодействие между явлениями. Причинно-следственные отношения могут быть взаимосвязаны не только действием определенных условий среды, но и их отсутствием, на базе создавшихся новых условий, новых моментов взаимодействия. Под причинно-следственной обусловленностью понимается такая объективно необходимая связь процессов, при которой одно явление порождает другое или одно является причиной другого.

В отечественной философско-медицинской литературе различают такие понятия, как причинность и детерминизм. Для медицины эта позиция имеет исключительно важное значение. Медицина исходит из того, что в заболевании участвует обширный массив условий и факторов.

Учение о причинности в медицине (этиология) основывается на философско-методологических принципах, обосновывающих все процессы нормальной и патологической жизнедеятельности людей. Причинно-следственные отношения в этиологии - это факторы, которые определяют качество, нозологическое (греч. nosos - болезнь и logos - учение) своеобразие, возникновение и протекание болезненного, патологического процесса.

Если обратиться к истории медицины и фармации, то очевидно, что в центре научных фундаментальных исследований всегда были принципы причинности. И.П. Павлов считал, что «только познав все причины болезней, настоящая медицина превращается в медицину будущего, т.е. в гигиену в полном смысле слова».

На рубеже XIX и XX вв. бурно развилось содружество учения о причинах и условиях возникновения болезней (этиологии) и патологической анатомии, что было обусловлено успехами микробиологии. Это в значительной мере способствовало формированию мнения о том, что для победы над той или иной болезнью необходимы два исключительных условия: первое - следует установить причину болезни и научиться ее ликвидировать, второе - нужно знать «место болезни» и разработать методы восстановления структуры и функции поврежденных клеток и тканей. Анализ последних достижений медицины свидетельствует о том, что они объясняются установлением причины возникновения болезни, ее локализации и разработкой эффективных методов лечения. Эта тенденция прослеживается в различных областях клинической медицины.

Любая философская категория не может быть до конца понята, если ее рассматривать изолировано от конкретной системы взглядов. Сказанное относится к категориям сущности и явления. Познав сущность многих явлений и процессов, установив природу и законы их развития, медицина и фармация могут целенаправленно использовать их в интересах совершенствования системы здравоохранения. Сущность в организме человека и животных - обмен веществ и энергии в различных клетках, органах и тканях, его тонкая и точная регуляция в интересах развития целостного организма. На основе обмена веществ и энергии, раздражимости и возбудимости базируются все остальные физиологические процессы, функции, как, например: возникновение и проведение потенциала действия, кодирование информации и интеграции на уровне нейрона, сокращение мышечных волокон, секреции и выброс в железистых клетках и т.д.

В медико-биологических науках большую роль играют понятия функции и структуры, как некие категории содержания и формы. Под структурой понимается строение системы, а под функцией - процессы, протекающие в системе и ее частях. Так, рост и развитие, старость и дряхление, размножение и регенерация как функции связаны с обменом веществ, непрерывным превращением вещества и энергии, протекающих в организме. В основе изменения всех этих структур (формы) на уровне органоидов протоплазмы в целом лежат фундаментальные процессы (содержание) в живой природе: ассимиляция - анаболизм и диссимиляция - катаболизм, органическое разрушение. Известно, что физиологическая функция (содержание) по своему характеру есть приспособительная реакция как результат исторического саморазвития живой материи.

Таким образом, диалектический принцип единства структуры и функции ориентирует ученых-медиков, да и практических врачей, на более глубокое познание патогенеза. Ведущая роль во взаимоотношениях между структурой и функцией принадлежит функции: в процессе эволюции «отбирались» организмы с такими структурами, которые обеспечивали более успешное выполнение нужных организму функций. Например, функция зрения определила строение глаза, а труд - строение человеческой руки.

Философия науки и медицины - это сложная система категорий и понятий, каждое из которых в научной нише занимает свое место. К сожалению, медицинская понятийная терминология не в полной мере отвечает выше перечисленным требованиям. В качестве примера можно указать на то, что в медицине одно и то же понятие иногда имеет несколько десятков синонимов. Весомость требований к научным терминам-понятиям быстро возрастает в условиях усиления международных научных связей, увеличения переводимых на разные языки новых научных открытий, все более широкого использования международной медицинской информации электронно-вычислительными техническими устройствами. Выход из такого непростого положения возможен только на путях философско-методологического переосмысления широкого комплекса новых медицинских терминов-понятий. Ведь они отражают то всеобщее, что присуще всему конкретно-ограниченному в медицине, аккумулируя новейшие научные знания.

Проблема качества здоровья является одной из важнейших методологических проблем научной медицины. На основе познания качественного своеобразия той или иной болезни устанавливается дифференциальный диагноз болезни. Качественная специфичность болезни лежит в основе нозологической классификации болезненных форм и т.д. Качество - это относительно устойчивая и относительно существенная определенность явлений и процессов, отличающая их друг от друга. В то же время оно по содержанию объективно. И болезнь как особое качественное состояние жизнедеятельности организма нельзя считать продуктом только субъективных ощущений человека. Объективно отличаясь от здоровья, болезнь представляет собой особое качество. Поэтому под углом зрения объективности качеств надо подходить к анализу таких явлений, как заразность, патогенность микробов.

Среди ряда медиков распространено неправильное понимание категории «свойство». В частности, свойство патогенности микробов рассматривается ими не как присущее самим микробам, а лишь как отношение микроорганизмов с организмом. Свойство патогенности лишь частично проявляется в этих отношениях. Свойства вещи не создаются ее отношением к другим вещам, а лишь обнаруживаются в таком отношении.

Всякая болезнь имеет свои собственные проявления и некие свойства, называемые симптомами, через посредство которых познается содержательная сущность данной болезни. Вплоть до середины XIX века в познании явлений и процессов жизнедеятельности организма в нормальном и патологическом состоянии акцент делался на качественную сторону изучаемого, так как тогда не были еще доступны методы разложения этого качества, не говоря уже о методах его синтеза. Знание диалектики количества и качества позволило избежать механистического толкования нормальных и патологических процессов. Методологическое значение рассматриваемых категорий заключается в том, что они помогают в каждом новом явлении видеть его специфическую, качественную характеристику. Неумение же видеть в различных патологических явлениях специфические черты, качественно отличающие одно явление от другого, делает клиническое мышление врача не способным увидеть качественно своеобразные явления в другом.

В практической деятельности врач должен руководствоваться важной диалектической закономерностью: все количественные изменения беспрерывны, а качественные - прерывны. Беспрерывность количественных изменений в некий момент прерывается возникновением нового качества. Так, в том или ином организме непрерывно происходит количественное накопление и постоянное увеличение определенных токсических продуктов, которые, достигнув определенного количественного уровня, ведут к декомпенсации организма, к болезни.

В процессе развития патологического начала происходят количественные изменения, которые, достигнув узловой, критической высоты, скачкообразно превращаются в новое качественное состояние, т.е. болезнь. Но формы перехода от одной противоположности к другой, от одного качественного состояния к другому могут быть самыми различными. В ряде случаев происходит разовый, одноактный переход (при сильном отравлении, травме, ожоге и т.д.). Иногда же этот переход, скачок совершается в затяжной, растянутой во времени форме и происходит ряд промежуточных ступеней. Нередко развитие болезни идет таким образом, что в рамках большого, основного качественного скачка происходит ряд мелких скачков, так называемых микроскачков. Смерть является результатом постепенного концентрирования патологических изменений.

За исключением травм, всякая болезнь проходит через скрытую (латентную) фазу развития. Этот этап болезни есть постепенное эволюционное ее развитие, когда происходит накопление количественных патологических изменений, которые затем скачкообразно превращаются в негативное качество - болезнь. Задача врача заключается в том, чтобы предотвратить процесс дальнейшего накопления количественных патологических изменений, не позволить им достичь узловой, пороговой, критической величины. О необходимости учета специфики взаимодействия количественных и качественных изменений говорят так называемые явления синергизма (греч. synergeia - совместное действие) или потенциирования, когда некоторые сочетания медикаментов вызывают общий эффект более значительный, чем сумма эффектов, свойственных каждому элементу состава в отдельности.

Между здоровьем и болезнью нередко наблюдаются многочисленные переходные и промежуточные стадии. О существовании подобных переходных стадий говорится во врачебном афоризме: «Уже не здоров, но пока еще не болен». Такое состояние называют субклиническим. Наличие переходных форм от физиологического к патологическому, как и от патологического к физиологическому, является глубоко диалектическим процессом. При достижении порогового уровня одна противоположность переходит в другую. Этот переход порой может совершаться в скоротечной, разовой или довольно затяжной форме. Пониманию взаимоотношений физиологического и патологического, болезни и здоровья помогает использование таких понятий, как микро- и макроскачок. Переход от нормального физиологического состояния к болезненному, патологическому - это переход от одного качественного состояния к другому, или макроскачок. Но в рамках этого макроскачка может быть несколько небольших качественных превращений, или микроскачков.