Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по философии для кандидатского минимума Часть 1 - Проблема объективности знания в современных естественных науках

Cмотрите так же...
Шпаргалки по философии для кандидатского минимума Часть 1
Философия и естествознание: концепции взаимоотношений (метафизическая, трансцендентальная, антиметафизическая, диалектическая).
Природа как объект философствования. Особенности познания природы.
Естествознание: его предмет, сущность, структура. Место естествознания в системе наук
Научная картина мира и её исторические формы. Естественнонаучная картина природы
Проблема объективности знания в современных естественных науках
Современная наука и изменение формирования мировоззренческих установок техногенной цивилизации
Взаимодействие естественных наук друг с другом. Науки о неживой природе и науки о живой природе
Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке
Методы естествознания и их классификация.
Математика и естествознание. Возможности применения математики и компьютерного моделирования
Эволюция понятий пространства и времени в истории естествознания
Философия и физика. Эвристические возможности натурфилософии
Проблема дискретности материи
Идеи детерминизма и индетерминизма в естествознании
Принцип дополнительности и его философские интерпретации. Диалектика и квантовая механика
Антропный принцип. Вселенная как «экологическая ниша» человечества.
Проблема происхождения Вселенной. Модели Вселенной.
Проблема поиска внеземных цивилизаций как междисциплинарное направление научного поиска. Концепции ноокосмологии (И. Шкловский, Ф. Дрейк, К. Саган).
. Философские проблемы химии. Соотношение физики и химии.
. Проблема законов биологии
Эволюционная теория: ее развитие и философские интерпретации.
Философия экологии: предпосылки становления.
Этапы развития научной теории биосферы.
Взаимодействие человека и природы: пути его гармонизации.
Философия медицины и медицина как наука. Философские категории и понятия медицины
Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии
Понятие информации. Теоретико-информационный подход в современной науке.
Искусственный интеллект и проблема сознания в современной науке и философии
Кибернетика и общая теория систем, их связь с естествознанием.
Роль идей нелинейной динамики и синергетики в развитии современного естествознания.
Роль современного естествознания в преодолении глобальных кризисов.
Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Исторически развивающиеся, человекоразмерные объекты, комплексные системы как объекты исследования в постнеклассическом естествознании
Этические проблемы современного естествознания. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
Естествознание, технические науки и техника
All Pages

 

Проблема объективности знания в современных естественных науках

 

"Слово истина в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету"(Декарт")

Наука нашего времени, как форма духовной деятельности человека по получению нового знания о природе, обществе и самом знании возникла в Европе в средние века в период становления капиталистического способа производства. Эволюция науки происходила от преднаучного состояния к полноценному самостоятельному феномену. Наука – особый феномен человеческой культуры. Гуманитарное знание, в котором "интерес", ценностные моменты атрибутивны, ибо без них само это знание невозможно. К тому же они претендуют не на научность в естественнонаучном смысле, а на научность в ином, гуманитарном смысле на раскрытие внутреннего мира личности. Раскрытие внутреннего мира личности проходит не через понятия "научное - ненаучное", "объективное - субъективное", "истинное - ложное". Связано это с тем, что для искусства, важен человек, его внутренний мир, природа его ценностных установок. Прежде всего, гуманитарное знание широко использует метод понимания, стремясь проникнуть в мир личности и социальности самыми разными путями, начиная с анализа аксиологической координаты личности и социума и кончая изучением его природных оснований. Ситуация несколько усложняется, когда заходит речь о фундаментальных естественнонаучных открытиях, ибо они затрагивают мировоззренческие "интересы" людей и потому их признание как истинных не столь прост". Поэтому, анализируя логику развития научного знания, можно прийти к выводу о том, что интерсубъективность и общезначимость естественнонаучных представлений, во-первых, только результат, и, во-вторых, результат внутри сложившейся парадигмы. В тех же случаях, когда новейшие естественнонаучные открытия затрагивают личностные, мировоззренческие установки, они не оставляют нас равнодушными, заставляя несогласных находить аргументы "против" таких положений. Однако естественные науки считают момент влияния социокультурных факторов на научное познание временным, преходящим. Иначе обстоит дело в обществознании, особенно в таком типе социального знания, как гуманитарное знание, в котором "интерес", ценностные моменты атрибутивны, ибо без них само это знание невозможно. Социальная истина выступает как единство результатов объяснения - знания, с одной стороны, и понимания - ценностей, с другой. Социальная истина не статична, а динамична, она есть процесс, обогащаемый наукой и культурой. Процессуальность социальной истины связана с историчностью исходной временной шкалы анализа любого социального явления.

Истина в социальном познании зачастую трактуется не столько как совпадение мысленной конструкции с изучаемым процессом, сколько как способность к успешному предсказанию. Социальный мыслитель стремится проникнуть в суть явлений, познать первопричины вещей главным образом для того, чтобы, разобравшись в происходящем, предсказать будущее и использовать полученные результаты для достижения определенных целей - им самим или всем обществом. Воплощением единства всех форм знаний о мире представляет собой научный метод, которым пользуются все естественные науки. Тот факт, что познание в естественных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствуют, с одной стороны об общем, едином источнике их познания, с другой стороны, - о взаимосвязи. Чтобы подчеркнуть фундаментальный характер единства всех важнейших знаний естественных наук о природе, ученые ввели понятие естественнонаучной картины мира, под которой понимают систему важнейших принципов и законов, лежащих в основе окружающего нас мира.

Чтобы подчеркнуть фундаментальный характер единства всех важнейших знаний естественных наук о природе, ученые ввели понятие естественнонаучной картины мира, под которой понимают систему важнейших принципов и законов, лежащих в основе окружающего нас мира.

Взаимодействие естествознания и общества всегда было непростым. Сначала науку рассматривали как средство покорения природы. Использование знаний меняло само общество и его жизнь, прежде всего его экономику.

Наука, и в том числе естествознание становиться для общества основой для практической деятельности. Со временем она становится производительной силой общества. От развития науки зависит развитие техники - орудий труда, мастерства, умения. Для современного общества характерна все более крепнущая связь науки, техники и производства.

Но ведь мы знаем, что природа и ее предметы существовали задолго до появления человека. "Общественный мир не является чем-то потусторонним материальному природному процессу. Продукт человеческого труда является продолжением природы, поэтому ценность — это свойство предметов, возникших в процессе развития общества, а вместе с тем и свойство предметов природы, включенных в процесс труда, быта и являющихся "жизненным элементом человеческой действительности...".(3)

Некоторые противопоставляют ценностный подход к предметам и явлениям объективно-научному их рассмотрению. Однако разделить теоретико-познавательный и ценностный подход к предметам действительности можно только для строго определенных целей.

Вместе с тем в реальной человеческой деятельности оба момента (объективно-научный и ценностный) соединены, по могут существовать друг без друга, вытекают из одного источника - практического отношения человека к объективной действительности, выраженного в изменении окружающей природы под свои нужды, с применением естественнонаучных знаний. По своей сути любое познание есть поиск истины. Это извечная задача человеческого разума. Проблема истинности наших знаний имеет важное значение в любых видах познавательной деятельности, идет ли речь о межличностном общении или о формировании политики государства. Поэтому важнейшим основанием оценки знания является его истинность. Истина — цель, идеал и абсолютная познавательная ценность. Знать — значит располагать достоверной информацией, соответствующей действительному положению вещей. В истории философии и науки понимание истины претерпевало существенные изменения. По способам обоснования различают корреспондентское, когерентное и прагматическое определения истины.

Мы получаем знания неполные, незавершенные, невечные. Но по мере накопленного знаний одни относительные истины заменяются другими, более глубокими и полными.