П. Флоренский об искусстве и эстетике.
Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский (22 января 1882 — 8 декабря 1937) — русский православный священник, богослов, учёный, поэт.
Эстетическое в системе Флоренского занимает весьма значительное место - в этом отношении в истории христианской культуры русского богослова и мыслителя можно сопоставить с Августином. С другой стороны, эстетическое у автора "Столпа и утверждения Истины" оказалось оселком мысли для его современников. В оценке эстетического у Флоренского разделились взгляды Н. Бердяева и Новоселова, кн. Е. Н. Трубецкого и С. И. Булгакова. Вяч. Иванов упрекал о.Павла за эстетически понимаемый критерий церковности. Наконец, современный исследователь, оказавшись лицом к лицу с сочинениями Флоренского по искусству и ошеломленный богословскими, историческими, психологическими, лингвистическими, математическими и прочими отступлениями, нередко не видит за ними скрытой оси размышлений о. Павла и спешит обвинить его в "модернизме мышления", пренебрежении логикой научного познания и субъективизме, либо же воспринимает какую-то часть искусствоведческих идей Флоренского в отрыве от всей его продуманной системы.
Флоренский - последний из ряда мыслителей православного мировоззрения, ряда, начатого старшим современником Христа Филоном Александрийским. Православная эстетика - принципиально "не выделена и не выделима из целостности культуры как живого организма". Поэтому у Флоренского нет четко формулированной и четко изложенной эстетической системы, хотя практически все его сочинения пронизаны эстетическими интуициями, а главный богословско-философский труд, "Столп и утверждение Истины",- еще и эстетический трактат (с. 4). Для Флоренского искусства, как и науки, как и многое другое, - часть православного синтеза, где "эстетический феномен неотделим от самого бытия и познания" (с. 12).
Отсюда своеобразие понимания Флоренским сферы эстетического - как пограничной сферы между дольним и горним мирами. Из горнего мира в эту сферу спускается София, снизу же, из дольнего тварного мира, восходят иноки-подвижники, посвятившие себя служению Божественной Красоте. Подвижничество - не единственный путь преодоления границы между дольним и горним. К тому же восхождению к высшей Красоте, по Флоренскому, ведут церковный культ, некоторые формы искусства, сновидения (с. 21).
В мировоззрении о. Павла центральное место занимает вопрос о символе. Показательна его запись 1920 года: "Всю свою жизнь я думал в сущности об одном: об отношении явления к ноумену, об обнаружении ноумена в феноменах, о его воплощении. Это - вопрос о символе. И всю свою жизнь я думал только об одной проблеме, о проблеме СИМВОЛА [...] И я всегда был символистом".
Символ Флоренского непосредственно восходит к концепции литургического символа или образа поздней византийской святоотеческой литературе. Византийцы распространяли эту концепцию исключительно на ритуал православного культа, видя в его символах носителей энергии архетипа, в этом усматривая их святость. "О. Павел довел эту концепцию до логического завершения, отнеся наличие духовной силы архетипа к природе символа вообще или расширив границы литургического символизма до всего символизма".
Флоренский в течение всей жизни уделял особое и пристальное внимание эстетике и искусству, написал ряд специальных сочинений, посвященных искусству, иконе (см.: Икона и авангард), обратной перспективе, синтезу искусств в храмовом действе, создал цикл лекций по пространственно-временным закономерностям искусства. Много эстетических идей встречается и в его философско-богословских сочинениях. Продолжая патриотическую традицию (Византийская эстетика как парадигма), Флоренский утверждает: «Бог и есть Высшая Красота, чрез причастие к Которой все делается прекрасным». Отсюда эстетическое, по его определению, не является какой-либо локальной частью бытия или сознания, но есть сила, или энергия, пронизывающая все слои бытия. Красота и свет (духовный, божественный) предстают в его системе важными онтологическими и гносеологическими факторами. Он убежден, что «сила красоты существует нисколько не менее, нежели сила магнита или сила тяжести». Именно в красоте и в ее модификации — свете и через их посредство человек в мистических актах богослужения, монашеского подвига или созерцания иконы «познает» триипостасную Истину, переполняясь при этом неописуемой духовной радостью. Отсюда главными эстетическими субъектами, в его понимании, выступают монахи, старцы, подвижники, посвятившие свою жизнь созерцанию духовного света, а аскетика, утверждает он, в прямом и полном смысле слова является эстетикой и искусством. Сами отцы-подвижники, подчеркивает Флоренский, называли свою деятельность «искусством из искусств», а цель этой деятельности — «созерцательное ведение» — «филокалией» (philokalia — любовь к красоте, «красотолюбие» — этот перевод Флоренский считает более точным по смыслу, чем традиционный богословский — добротолюбие) в отличие от рациональной «философии» (любомудрия).