Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Эстетика - Диалоги Платона о прекрасном, о взаимоотношении искусства и государства

Cмотрите так же...
Эстетика
Периодизация истории эстетической мысли
Структура эстетического сознания
. Виды эстетической деятельности. Определение дизайна
Классификация эстетических категорий
Особенности и периодизация античной эстетики
Эстетика досократиков
Диалоги Платона о прекрасном, о взаимоотношении искусства и государства
Аристотель о прекрасном, об иск-ве и его классификации
Характерные черты эстетики эллинизма
Период Средневековья и особенности средневекового эстетического сознания
Гуманистическая эстетика эпохи Возрождения
Эстетические принципы маньеризма, барокко, классицизма
Общая картина эстетической тематики эпохи Просвещения
Эстетические взгляды Шефтсбери, Хатчесона
Учение о вкусе Э.Берка и Д.Юма
Просветительский реализм Дидро
Вольтер о прекрасном , о гении
Руссо об искусстве, нравственности, вкусе
Основные идеи эстетики немецких просветителей
Четыре логических принципа рассмотрения «прекрасного» Кантом
Учение о художественном гении И.Канта.
Работа Ф. Шиллера «Письма об эстетическом воспитании»
Эстетическая концепция романтизма
Учение о прекрасном, о трех стадиях развития искусства Гегеля.
Творцы искусства и эстетическое восприятие, по А. Шопенгауэру
Ф.Ницше: «аполлоновское» и «дионисийское» в искусстве и культуре.
Особенности и периодизация эстетической мысли в России
Россия XI-XVI вв. Особенности средневекового эстетического сознания.
Россия XVII век. Новые формы и принципы художественно – эстетического сознания.
Россия XVII век. Эстетика слова. Возникновение театра.
Россия XVII век. Музыкальная эстетика, теория живописи.
Россия XVIII век. Утилитарно-прикладной характер эстетики.
Творчество М.В. Ломоносова и идеи классицизма.
Сентиментализм Н.М. Карамзина (1766-1826)
Славянофилы – философия и эстетика
Понятие «идеал» в работах В.Белинского, как отражение его демократических взглядов.
Основные идеи работы Н. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности»
Отношение Д.Писарева к эстетике, как науке.
Эстетика общества «Мир искусства»
Характеристика отечественной философии и эстетики конца 19 – начала 20 вв.
Н. Бердяев о культуре, искусстве и творчестве.
П. Флоренский об искусстве и эстетике.
Марксистско-ленинский этап в развитии эстетики в России
Искусство и его основные принципы
Особенности современного художественно – эстетического сознания
Концепция современной культуры
Современные эстетические категории
Феноменология искусства. Авангардизм.
Феноменология искусства. Модернизм.
Феноменология искусства. Постмодернизм.
Проблемы художественно – эстетического воспитания и образования
All Pages

 

Диалоги Платона о прекрасном, о взаимоотношении искусства и государства

Платон выявляет понятие прекрасного на основе рассуждений, которые показывают, что понятие прекрасного не может просто соответствовать какому-либо эмпирическому виду прекрасного. Оно не может выступать в виде какой-либо части тела или в виде чего-либо другого. Признаками определения прекрасного, по Платону, являются объективность, безотносительность, независимость от конкретных условий, связанных с пространством и временем.

Для эстетики Платона, как и для его философии вообще, основополагающим является учение об идеях, которое неразрывно связано с космологическими представлениями античного объективного идеализма.

Эстетический принцип Платона есть единство внутреннего и внешнего, или субъекта и объекта, или знания и чувственности, или разумности и удовольствия, или целого и частей, или идеального и материального, или общего и единичного, или самодовлеюще созерцательного и производственно-жизненного, утилитарного и так далее.

Платон пытается объяснить идеальное и материальное начала, трактуя идеальное — как принцип построения материального, а материальное — как осуществление идеального. Красота есть взаимопронизанность идеального и материального. Чем полнее идеальное воплощено в материи, то есть, чем в вещи меньше материи, тем она для Платона прекраснее, и превращение ее в максимальное становление, то есть максимальная осуществленность идеи, есть для Платона небо, или космос, взятый в целом, то есть, с точки зрения философа, наивысшая красота. Самое главное в учении Платона об искусстве — это теория воплощения максимально идеального, то есть божественных, диалектически сконструированных идей, в максимально реальном, то есть в космосе.  Подлинное и первичное искусство — это есть воздействие идей или эйдосов на первоматерию и функционирование этой первоматерии как “восприемницы“ идей.

В этом смысле искусство есть, прежде всего, самое обыкновенное ремесло, но только максимально точное, методически организованное и потому прекрасное. Самое тонкое искусство, например музыка, и самое вещественное искусство с такой точки зрения есть одно и то же.

Вместе с тем настоящее искусство — не только ремесло, но занятие устроением государственных дел и добродетелью. Мастерство, понимаемое как искусство, дорастает до общественно-политической организации и деятельности, которые определяются Платоном как искусство.