Марксистско-ленинский этап в развитии эстетики в России
Марксистско-ленинская эстетика — наука об особом, присущем только человеку способе деятельности — творчестве по законам красоты. Сам термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» — «чувственность», т. е. способность воспринимать мир с помощью чувств, эмоций.
Исходным положением марксистско-ленинской эстетики является признание практической человеческой деятельности основой эстетического отношения человека к миру. В общественном труде формируется способность человека созидать «по законам красоты» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 42, с. 94) и ко всему подходить с эстетической мерой.
К. Маркс и Ф. Энгельс определили искусство как форму общественного сознания (см. Искусство), показали его различную роль в классовом обществе и при коммунизме, выявили сущность эстетического отношения человека к действительности.
Они доказали социальную обусловленность искусства и его общественно-преобразующую роль, подтвердив это на примере конкретных произведений. Анализируя картину немецкого живописца К. Хюбнера «Силезские ткачи», Ф. Энгельс отмечал, что «она сделала гораздо больше для социалистической агитации, чем могла бы это сделать сотня памфлетов... и подготовила много умов к восприятию социальных идей» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 519—520).
Большая заслуга в развитии марксистской эстетики принадлежит Г. В. Плеханову, продолжателю лучших традиций материалистической эстетики Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Плеханов убедительно доказал, что искусство рождается в результате трудовой деятельности человека, что эстетические чувства и взгляды возникают в ходе общественного развития на основе практической деятельности людей.
Положения марксизма развил и дополнил В. И. Ленин. Он обосновал такие важнейшие принципы эстетики, как партийность и народность искусства. Разработанная им теория познания (теория отражения) является научной основой реалистического искусства и критики антиреалистических направлений и теорий в искусстве. Вопросы национального и интернационального в искусстве и культуре, проблемы традиций и новаторства, отношения к художественному наследию, эстетического воспитания получили в трудах В. И. Ленина глубокое теоретическое обоснование.
Марксистско-ленинское учение не только дает научное понимание коренных вопросов теории эстетики, но и закономерности претворения их в жизнь. Приобщение массы людей к духовным ценностям, активное вовлечение их в художественное творчество, ленинский план монументальной пропаганды, борьба за сохранение художественного наследия и многое другое — все это стало практическим претворением марксистско-ленинской теории в жизнь.
Существенно возрастает роль эстетического воспитания, без которого невозможно формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.
Советская эстетика научно обосновывает сущность и роль искусства социалистического реализма, активно противостоит различным современным буржуазным реакционным концепциям и течениям в сфере эстетики.
В центре эстетической науки находится прекрасное и искусство. Прекрасное — потому что оно составляет сущность эстетического, искусство — потому что оно особая форма проявления прекрасного.
Дальнейшее развитие социалистического общества расширяет сферу эстетического. Прекрасное входит в жизнь. Все больше эстетический элемент становится необходимым науке и производству, быту и повседневному окружению человека.