Особенности современного художественно – эстетического сознания
Эстетическое сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни правосознания, ни политического сознания, а зачатки эстетического сознания уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более - в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека.
Эстетическое сознание - это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного.
действии эстетического сознания большую роль играет память об эстетическом, его высшем выражении. Остановимся на специфике эстетической, художественной памяти.
Эстетическая память всегда предметна и конкретна, а художественная память также и образна. Эстетический вкус играет важную роль в эстетическом восприятии, как бы автоматически отбирая для памяти то, что отвечает эстетическим вкусам индивида, отбрасывая все, что противоречит ему.
Еще одно специфическое свойство эстетического сознания - воображение. Оно обладает эмоциональной заразительностью и смыслом для каждого индивида. В воображении, отвечающем представлениям человека о прекрасном неизбежно возникновение образности, или конкретного представления. Воображение отражает, как правило, степень духовности личности.
Следует выделить два наиболее общих уровня эстетического сознания: обыденное и научное. Первое из них - отражение действительности на эмоционально-чувственной ступени. Оно не оформлено в системе идей, тогда как второй уровень оформлен в ясных эстетических положениях, характеризуется обобщенностью и теоретичностью, поэтому и обладает большой познавательной силой, способной активно влиять на умы и чувства людей.
Итак, эстетическое сознание научного уровня проявляется на практике (эстетическое отношение к природе; эстетика производства; профессиональное искусство; эстетика быта и поведения; эстетика спорта и т.д.) и в теории, которая реализуется через специальные исследования; осмысление эстетической деятельности (культуры).
"Технологизация" искусства, распространение аудио и видеоаппаратуры создают возможности, как для массового тиражирования художественных произведений, так и для массового их восприятия. Поэтому все больше развивающихся зрелищных видов и жанров искусства. В сфере массовой эстетической сознании это отражается двояко. С одной стороны, к искусству приобщается почти необъятная аудитория, которой предлагаются самые разнообразные художественные ценности. С другой стороны, в эстетическом восприятии появляется и "люмпенская" зрелищность, которая была еще в Древнем Риме. С особой силой она захватывает некоторые молодежные аудитории. В искусстве ищут только развлечения, бездумной формы веселого, "беспроблемного" досуга. Причины этого "эстетического люмпенства" - в слабом развитии самой сферы досуга молодежи, в недостаточно эффективном использовании электронных средств массовой информации (того же телевидения) для пропаганды высоких художественных ценностей. Сказываются недостатки всей системы эстетического и художественного воспитания, современной запущенности духовной культуры вообще.
В определенной степени влияют на это и глобальные процессы коммерциализации культуры. Современная псевдокультура, имитация духовности и бутафория "бонтон" связана также с засильем на кино и телеэкранах не самых лучших произведений шоу-бизнеса. В последние годы не только фильмы, но и диски, видеокассеты, другая развлекательно-коммерческая продукция "ширпотреба" негативно влияет на сознание, чувства, имидж и линию поведения многих молодых людей. Это объясняется тем, что "массовое" искусство, которое потребляется бездумно и беззаветно, снижает требовательность художественных вкусов, личностную избирательность эстетических переживаний, социокультурную направленность духовных запросов. Парадокс заключается в том, что интимное, часто "домашнее" по своей природе восприятия современного аудиовизуального искусства через средства массовой информации и коммуникаций влечет клишованость художественного восприятия.
На наших глазах формируется эстетическое сознание "люмпенов", "аутсайдеров", мелкого мещанства вообще. Вместо высокой классики искусства, массовому потребителю предлагается дешевая, наивно-сентиментальная, псевдоромантичная продукция. Происходит тривиализация массовой эстетического сознания, формирование рядовых, стандартизированных потребностей в "облегченном" искусстве, в наслаждении упрощенными и вульгаризоваными эрзац-продуктами "массовой" культуры, доступного для люмпенов кича. Доминирование зрелищных, развлекательных видов искусства формирует заурядную аудиторию с нивелированными вкусами и запросами, когда они ограничены "массовой" культурой и не распространяются на другие уровни и стили искусства.