Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Эстетика - Особенности современного художественно – эстетического сознания

Cмотрите так же...
Эстетика
Периодизация истории эстетической мысли
Структура эстетического сознания
. Виды эстетической деятельности. Определение дизайна
Классификация эстетических категорий
Особенности и периодизация античной эстетики
Эстетика досократиков
Диалоги Платона о прекрасном, о взаимоотношении искусства и государства
Аристотель о прекрасном, об иск-ве и его классификации
Характерные черты эстетики эллинизма
Период Средневековья и особенности средневекового эстетического сознания
Гуманистическая эстетика эпохи Возрождения
Эстетические принципы маньеризма, барокко, классицизма
Общая картина эстетической тематики эпохи Просвещения
Эстетические взгляды Шефтсбери, Хатчесона
Учение о вкусе Э.Берка и Д.Юма
Просветительский реализм Дидро
Вольтер о прекрасном , о гении
Руссо об искусстве, нравственности, вкусе
Основные идеи эстетики немецких просветителей
Четыре логических принципа рассмотрения «прекрасного» Кантом
Учение о художественном гении И.Канта.
Работа Ф. Шиллера «Письма об эстетическом воспитании»
Эстетическая концепция романтизма
Учение о прекрасном, о трех стадиях развития искусства Гегеля.
Творцы искусства и эстетическое восприятие, по А. Шопенгауэру
Ф.Ницше: «аполлоновское» и «дионисийское» в искусстве и культуре.
Особенности и периодизация эстетической мысли в России
Россия XI-XVI вв. Особенности средневекового эстетического сознания.
Россия XVII век. Новые формы и принципы художественно – эстетического сознания.
Россия XVII век. Эстетика слова. Возникновение театра.
Россия XVII век. Музыкальная эстетика, теория живописи.
Россия XVIII век. Утилитарно-прикладной характер эстетики.
Творчество М.В. Ломоносова и идеи классицизма.
Сентиментализм Н.М. Карамзина (1766-1826)
Славянофилы – философия и эстетика
Понятие «идеал» в работах В.Белинского, как отражение его демократических взглядов.
Основные идеи работы Н. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности»
Отношение Д.Писарева к эстетике, как науке.
Эстетика общества «Мир искусства»
Характеристика отечественной философии и эстетики конца 19 – начала 20 вв.
Н. Бердяев о культуре, искусстве и творчестве.
П. Флоренский об искусстве и эстетике.
Марксистско-ленинский этап в развитии эстетики в России
Искусство и его основные принципы
Особенности современного художественно – эстетического сознания
Концепция современной культуры
Современные эстетические категории
Феноменология искусства. Авангардизм.
Феноменология искусства. Модернизм.
Феноменология искусства. Постмодернизм.
Проблемы художественно – эстетического воспитания и образования
All Pages

 

Особенности современного художественно – эстетического сознания

 

Эстетическое сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни правосознания, ни политического сознания, а зачатки эстетического сознания уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более - в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека.

Эстетическое сознание - это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного.

действии эстетического сознания большую роль играет память об эстетическом, его высшем выражении. Остановимся на специфике эстетической, художественной памяти.

Эстетическая память всегда предметна и конкретна, а художественная память также и образна. Эстетический вкус играет важную роль в эстетическом восприятии, как бы автоматически отбирая для памяти то, что отвечает эстетическим вкусам индивида, отбрасывая все, что противоречит ему.

Еще одно специфическое свойство эстетического сознания - воображение. Оно обладает эмоциональной заразительностью и смыслом для каждого индивида. В воображении, отвечающем представлениям человека о прекрасном неизбежно возникновение образности, или конкретного представления. Воображение отражает, как правило, степень духовности личности.

Следует выделить два наиболее общих уровня эстетического сознания: обыденное и научное. Первое из них - отражение действительности на эмоционально-чувственной ступени. Оно не оформлено в системе идей, тогда как второй уровень оформлен в ясных эстетических положениях, характеризуется обобщенностью и теоретичностью, поэтому и обладает большой познавательной силой, способной активно влиять на умы и чувства людей.

Итак, эстетическое сознание научного уровня проявляется на практике (эстетическое отношение к природе; эстетика производства; профессиональное искусство; эстетика быта и поведения; эстетика спорта и т.д.) и в теории, которая реализуется через специальные исследования; осмысление эстетической деятельности (культуры).

"Технологизация" искусства, распространение аудио и видеоаппаратуры создают возможности, как для массового тиражирования художественных произведений, так и для массового их восприятия. Поэтому все больше развивающихся зрелищных видов и жанров искусства. В сфере массовой эстетической сознании это отражается двояко. С одной стороны, к искусству приобщается почти необъятная аудитория, которой предлагаются самые разнообразные художественные ценности. С другой стороны, в эстетическом восприятии появляется и "люмпенская" зрелищность, которая была еще в Древнем Риме. С особой силой она захватывает некоторые молодежные аудитории. В искусстве ищут только развлечения, бездумной формы веселого, "беспроблемного" досуга. Причины этого "эстетического люмпенства" - в слабом развитии самой сферы досуга молодежи, в недостаточно эффективном использовании электронных средств массовой информации (того же телевидения) для пропаганды высоких художественных ценностей. Сказываются недостатки всей системы эстетического и художественного воспитания, современной запущенности духовной культуры вообще.

В определенной степени влияют на это и глобальные процессы коммерциализации культуры. Современная псевдокультура, имитация духовности и бутафория "бонтон" связана также с засильем на кино и телеэкранах не самых лучших произведений шоу-бизнеса. В последние годы не только фильмы, но и диски, видеокассеты, другая развлекательно-коммерческая продукция "ширпотреба" негативно влияет на сознание, чувства, имидж и линию поведения многих молодых людей. Это объясняется тем, что "массовое" искусство, которое потребляется бездумно и беззаветно, снижает требовательность художественных вкусов, личностную избирательность эстетических переживаний, социокультурную направленность духовных запросов. Парадокс заключается в том, что интимное, часто "домашнее" по своей природе восприятия современного аудиовизуального искусства через средства массовой информации и коммуникаций влечет клишованость художественного восприятия.

На наших глазах формируется эстетическое сознание "люмпенов", "аутсайдеров", мелкого мещанства вообще. Вместо высокой классики искусства, массовому потребителю предлагается дешевая, наивно-сентиментальная, псевдоромантичная продукция. Происходит тривиализация массовой эстетического сознания, формирование рядовых, стандартизированных потребностей в "облегченном" искусстве, в наслаждении упрощенными и вульгаризоваными эрзац-продуктами "массовой" культуры, доступного для люмпенов кича. Доминирование зрелищных, развлекательных видов искусства формирует заурядную аудиторию с нивелированными вкусами и запросами, когда они ограничены "массовой" культурой и не распространяются на другие уровни и стили искусства.