Гештальтпсихология
Гештальтпсихология возникла в Германии в начале 20 века; основным ее положением является то, что целое важнее суммы составляющих его частей. “Гештальт” - это немецкое слово, которое означает “форма, образ, структура”. Было выдвинута идея целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов.
Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений: свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей.
Так, классическим является открытый Максом Вертхаймером, так называемый, фи - феномен. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения.
В опытах Вертхаймера два одинаковых объекта (отрезка), находящиеся на расстоянии друг от друга, поочередно высвечивались и затемнялись, т. е. “загорались” и “угасали”. Оказалось, что при уменьшении временных интервалов между “вспышками” восприятие двух последовательно загорающихся и гаснущих объектов сменяется восприятием перемещения одного объекта, как если бы один отрезок перемещался и возвращался в исходное положение.
В нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не сводящихся.
Гештальтпсихологи полагали за этим врожденные механизмы и пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона - как структурированная целостность из менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам относится, например, закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и др.
Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении, так называемых, двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное “переструктурирование” ситуации).
Пример двойственного изображения: два круга, вписанные один в другой: мы можем видеть либо один “вариант”, либо другой, но никогда - оба одновременно.
Понятия фигуры и фона, явление переструктурирования, т. е. внезапного усмотрения новых отношений между элементами, распространялись гештальтпсихологами и за пределы психологии восприятия. В частности, они оказались важными при обсуждении творческого мышления, внезапного “открытия” нового способа решения задачи, того, что называется “озарение” (“ага - решение”, “инсайт”), причем оно обнаруживается не только у человека, но и у высших животных.
Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях - понятиях психического поля, изоморфизма и феноменологии.
В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно - схематическое мышление позволило по - новому представить процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления.
Среди других достижений гештальт-психологов следует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психических и нервных процессов); представление о «научении через инсайт» (инсайт – внезапное понимание ситуации в целом); новую концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами); представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного запоминания); выявление феномена т.н. «прегнантности» (хорошая форма сама по себе становится мотивирующим фактором).