Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по истории психологии - Г. Г. Шпет и проблемы социального бытия человека.

Cмотрите так же...
Шпаргалки по истории психологии
Гуманистическая психология
Теория А. Маслоу.
Психологические воззрения Аристотеля
Теория К. Роджерса.
Гештальттерапия
Психологические воззрения Декарта.
Когнитивная психология
Психологические воззрения Д. Локка.
Теория личностных конструктов Келли.
Общая характеристика ассоцианизма
Психологические воззрения русских мыслителей 18 века.
В. Вундт и его вклад в психологию.
Психологические воззрения У. Джемса.
Классический психоанализ З. Фрейда.
Индивидуальная психология А. Адлера.
Аналитическая психология К. Г. Юнга.
Психологическая теория К. Хорни
Теория поля К. Левина.
Гештальтпсихология
Логотерапия К. Франкла.
Теория Ж. Пиаже.
Психоанализ.
В. М. Бехтерев и его вклад в психологию.
Психологическая теория Э. Фромма
Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
Бихевиоризм: общий очерк развития.
Классический бихевиоризм Д. Уотсона.
Необихевиоризм
«Теория деятельности А. Н. Леонтьева.
Культурно – историческая теория Л. С. Выготского.
Г. Г. Шпет и проблемы социального бытия человека.
Б. М. Теплов и его вклад в психологию.
Философско-психологические воззрения С. Л. Рубинштейна.
П. П. Блонский и его вклад в психологию.
Физиология активности Н. А. Бернштейна и ее влияние на психологию.
Французская социологическая школа.
А. Р. Лурия и его вклад в психологию.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера.
Социобихевиоризм
И. П. Павлов и его влияние на психологию
Соловьев и его влияние на психологическую мысль в России
И. М. Сеченов и его вклад в психологию
Герцен и Чернышевский и их вклад в психологию.
«Понимающая психология
Развитие экспериментальной психологии в России
В. Райх и его вклад в психологию.
Экзистенциальный анализ
Психологические воззрения в Средние века
Открытый кризис в психологии
Развитие идей Л. С. Выготского его учениками и последователями
Психоанализ и педология, их судьба в России
All Pages

Г. Г. Шпет и проблемы социального бытия человека.

 

Творчество Шпета с самого начала отличало стремление к созданию универсальных научных методологических принципов, объясняющих данные не только гуманитарных, но и естественных наук. Это стремление привело его впоследствии к герменевтике, основы которой в отечественной науке были заложены именно Шпетом. Его научные интересы связаны как с собственно философскими проблемами познания и логики, так и с исследованием психологии «социального бытия». Этот подход предполагал анализ социально – исторических причин, обусловливающих развитие психики человека, в том числе мышления, речи, индивидуальных и национальных психических особенностей, а также исследование психологических основ культуры, которая было особенно значима для Шпета.

Он видел выход из кризиса психологической науки в отходе от чистой психологии и соединении ее с философией. Изучая историю развития русской психологии и философии, он пытался определить их специфику, анализируя развитие, прежде всего двух, с его точки зрения основных, проблем – логики и морали, причем значение первой связано с ее ролью в качестве методологической основы науки, в то время как проблема морали является спецификой именно русской науки.

Постепенно он пришел к выводу, что логика не может быть единственным, универсальным методом исследования психологии социального бытия, которое он считал главным предметом своего творчества. Это привело его к идее о том, что изучение культуры человечества, его социального развития может строиться на основе анализа языка. Рассматривал язык как один из важнейших методов изучения личности, эмоций и социального окружения человека, его культуры. Преимущество языка перед логикой состоит в том, что язык не оставляет в стороне социальные причины, бытие людей, как это происходит с логикой, а потому расширяет рамки познания, позволяя понять не только внешнюю динамику, но и причины появления определенных событий, действий людей.

Одной из центральных в психологических исследованиях Шпета была проблема языка в его соотношении с мышлением и, в первую очередь, самосознанием субъекта. Он пришел к выводу о необходимости анализа внутренней формы слова, т. к. именно она является тем главным механизмом, который лежит в основе интериоризации культуры, т. е. в основе формирования сознания – как индивидуального, так и сознания народа.

Шпет выделяя два вида внутренней формы :

1.Логические формы могут быть названы понятиями. С его точки зрения, внутренняя форма слова имеет динамический характер, и именно она является той энергией, которая помогает раскрыть смысл понятия при его словесной передаче, определяя законы диалектического движения к пределу полноты смысла.

2.Поэтические формы.

Динамика, соединяющая логическую и поэтическую внутренние формы, передает как содержание понятия, так и его социальный смысл, помогает понять окружающий мир во всей его полноте и потому может быть названа герменевтической.

Слово без символа, без отношения, стоящего за ним, мертво (по крайней мере, для психолога, искусствоведа, любого исследователя социального бытия), но и один символ не может передать все содержание слова, его внутреннюю форму.

В анализе искусства он отвергал голый натурализм, подчеркивая необходимость второго плана, символики. Но символика должна быть внутренне связана с идеей, с логической внутренней формой. С точки зрения психологии, это внутреннее отношение, переживание субъекта при передаче словесного выражения имеет первоочередное значение, т. к. оно открывает интенцию субъекта, его намерение, его эмоциональное состояние в момент образования и передачи слова.

Связывая понятия искусства и внутренней формы, Шпет приходит к выводу о том, что сознание индивида носит культурно – исторический характер, его важнейшим элементом является слово, открывающееся нам не только при восприятии предмета, но и, главным образом, при усвоении его в виде знака, который индивид интерпретирует в процессе социального общения.

Он в работе «Введение в этническую психологию» доказывал, что ее предмет раскрывается через расшифровку и интерпретацию системы знаков, составляющих содержание коллективного сознания данной нации. Он подчеркивал, что продукты культуры (язык, мифы) не являются сами по себе психологическими понятиями. Психологическая составляющая возникает в результате их субъективной интерпретации. Т. о., он совершенно по - новому подходит к роли эмоций, считая их одним из важнейших инструментов в процессе интериоризации культуры.

Шпет подчеркивал субъективность и изменчивость национального самосознания, объясняющие динамику развития самого народа и его отношения к другим этносам. Фактически он одним из первых заговорил о проблеме самоидентификации.

Он считал язык не только основой национального самосознания, но и значимой образующей в развитии национальной науки. Социальными, историческими факторами объяснял он и особенности отечественной интеллигенции, им было дано одно из самых блестящих описаний психологических причин образования феномена «русской интеллигенции».