В. С. Соловьев и его влияние на психологическую мысль в России.
Одной из центральных фигур в российской науке 19 в. по праву можно считать В. С. Соловьева. В философии Соловьева рационалистические элементы сознательно соединялись с мистическими. Считал неправильной идею разделения христианства на католичество и православие и был одним из основателей экуменизма. Уделял большое внимание проблеме взаимосвязи науки и веры. Придавал большое значение религиозной этике.
Свою философию он называл мистицизмом, т. е. таким воззрением, которое признает недостаточность эмпиризма и рационализма и, не отвергая их относительной истинности, требует дополнения их другими источниками знаний, имеющимися в «цельном разуме». Этот иной источник есть вера.
Человек наделен самосознанием, он является высшим звеном эволюции природы и поэтому может осознать направление и цель развития. Имея высшую цель, человек стремится к совершенству, которое он видит в восстановлении и воссоединении Добра, Истины и Красоты. Он считал, что мертвая материя, пройдя через человеческую среду, одухотворяется, становится живой. При этом прогресс человеческого духа совершается главным образом по одному пути – по пути личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия. Эти усилия становятся реальной силой, если к ним присоединяется воздействие свыше, т. е. то, что в религиозной жизни именуется благодатью. Т. о., в духовной сущности человека, отдельный человек всегда несовершенен, а потому истинный смысл своего бытия он познает, только познавая законы всемирного процесса развития.
Главным считал нравственное развитие и самосовершенствование. Также он неоднократно апеллировал к значимости и авторитету науки, говорил о том, что наука доказывает органичное единство природы и рассматривает ее как единство развивающееся. Однако, с его точки зрения, понять сущность этого единства до конца наука не может, т. к. она не в состоянии охватить природу как органическое целое и представить весь видимый мир не как «собрание деланных вещей, а как продолжающееся развитие единого живого существа». Постичь суть такой целостности, по его убеждения, могут только философия и поэзия, на которых он и сосредоточил внимание.
Идея о связи философии и поэзии лежит и в основе подхода к проблеме творчества в теории Соловьева. Он считал, что Абсолютное, Божественное начало несет в себе всеединство и, как потенцию, множественность. Эта множественность воплощается как акт творчества – первоначально Божественного, а затем и творчества человека, который стремится к совершенству в собственной жизни и своих творениях. Возникшее в результате божественного творчества единство Соловьев называл Софией.
Развивая концепцию вечной Женственности – Софии, он стремился не только обосновать связь философии с поэзией, но и доказать единство Истины, Добры и Красоты, единство нравственного и эстетического творчества. Через Христа, объединяющего божественное и человеческое начала, происходит не только этическое, но и эстетическое развитие и человек приобщается к идеалу нравственности и красоты. Т. о., «носящий в себе единство Христос как целый божественный организм – универсальный и индивидуальный вместе – есть и Логос и София».
Описывая процесс, как мирового, так и индивидуального творчества, он обращает особое внимание на его внутренний драматизм и противоречивость. И именно творчество, созидание является оптимальным выходом из этого конфликта. Т. о., идеи о катарсисе, связанном с творческим процессом, так же как и мысли о внутренних конфликтах, борьбе мотивов, происходящих в душе и отражающихся в ее творениях, основаны на идеях Соловьева. Только через борьбу со злым началом (хаосом), которое свободно от каких – либо стесняющих его причин, человек может достичь совершенства. Так, художественное творчество, искусство соединяется с идеей нравственного развития человека, помогая его продвижению по этому пути. Он подчеркивал самоценность человеческой личности и его неограниченные возможности саморазвития.
Соловьев первым осознал новые приоритеты в философии и психологии и разработал новый подход к исследованию человека, его души и предназначения на Земле, подход, который стал господствующим в конце 19 – начале 20 в. в России.