Психологическая теория Э. Фромма.
ФРОММ, ЭРИХ (1900–1980), психоаналитик и философ, родился во Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900. Основной сферой его интересов было приложение психоаналитической теории к проблемам культуры и общества.
Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической обусловленности человеческой личности, Фромм утверждал, что человек – продукт культуры. В книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности в конечном итоге ведет к одиночеству, ощущению несамоценности человеческой личности и сомнению в осмысленности жизни. Этот тезис Фромм развил в таких работах, как Человек для себя, Психоанализ и религия, Разумное общество, Искусство любить, Человек прежде всего, Анатомия человеческой деструктивности. Книга Фромма Забытый язык посвящена анализу снов, мифов и сказок. Им опубликованы критические исследования концепций Фрейда и Маркса.
Для него социальное окружение важнейший фактор развития личности. Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение ребенка, его семью и близких, но и тот социальный строй, в котором живет.
Исследуя развитие личности, Фромм пришел в выводу, что движущими силами этого развития являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма:
- потребности в укоренении – заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, строить общую с ними систему ориентиров, идеалов и убеждений;
- потребность в индивидуализации – толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества.
Эти две потребности способствуют возникновению внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека.
Стремление человека примирить эти потребности становится двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, т. к. все социальные формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления. Он считал, в начале своего развития человек был частью природы и не выделял себя из окружающего. Отношение общества к человеку проявляется в том, что способы, с помощью которых человек реализует свои внутренние возможности, определяются тем общественным устройством, при котором живет, его личность развивается в соответствии с теми возможностями, которые данное общество ему предоставляет.
Т.к. человек постоянно подвергается воздействию противоположных стремлений, ему грозит внутренний конфликт, который может сделать его невротиком. Фромм описал четыре механизма психологической защиты:
1. садизм;
2. мазохизм;
При садизме и мазохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с палачом, которые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций дает им ощущение собственной индивидуальности.
3. конформизм;
4. деструктивизм.
При конформизме превалирует чувство укорененности, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, к разрушению того общества, которое не позволяет человеку укорениться в нем.
Т.т., эти механизмы не решают глобальных проблем построения такого общества, которое бы способствовало гармоничному развитию основных стремлений каждого человека.
Задумавшись над способами построения общества, Фромм пришел к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы:
1. Способ иметь – люди, ориентированные на внешнюю сторону своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное – показать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом деле у них нет, для того чтобы придать себе вес в глазах других. Для них характрерны такие черты личности как: догматизм, нетерпимость, напряженность и неуверенность, агрессивность.
2. Способ быть – внутренняя свобода и уверенность человека в себе. В этом и реализуется индивидуальность человека, его понимание своей самоценности.
Фроммом были сделаны попытки на языке психоанализа показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества, социальной формации в развитии личности человека.