«Теория поэтапного формирования умственных действий» П. Я. Гальперина.
В соответствии с пониманием Гальперина, психика во всем диапазоне ее форм – познавательных процессов, от восприятия до мышления включительно, потребностей, чувств, воли, по своей жизненной функции – есть ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Предметом психологии является ориентировочная деятельность субъекта. Им было разработано учение об эволюции психики. Психика возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа.
Гальперин выделил и описал основные эволюционные уровни действия, которые «намечают… основную линию развития материи».
- Уровень физического действия – неорганические формы материи;
-уровень физиологического действия – организмы, действия которых регулируются физиологическими механизмами;
-уровень действия субъекта – животные, действия которых регулируются в плане образа;
-уровень действия личности – действия человека, регулируются не только индивидуальным, но и социальным опытом.
Адекватным методом исследования психики как ориентировочной деятельности становится формирующий эксперимент. Он является развитием экспериментально – генетического метода Выготского. Основным методом исследования психики как ориентировочный деятельности становится изучение ее формирования.
Для того чтобы процесс формирования ориентировочной деятельности стал процессом ее познания, он должен быть управляемым.
Т. о., технология планомерного формирования действия открывает путь к решению «проблемы собственно психологического механизма» психических явлений и проблемы строго причинного психологического их объяснения и как следствие – к их формированию.
Изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Считал, что из трех компонентов действия - ориентировки, исполнения и контроля – наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа позволяет с первого раза выполнить действие безошибочно. Он пришел к выводу, что при ориентировке и контроле наибольшее значение имеет поэтапность действия и возможность внешнего контроля за ходом его выполнения. Однако, если у Скиннера процесс решения задачи, так же как и контроль за ее выполнением, остается всегда внешним, у Гальперина происходит постепенная интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное. Поэтому теория Гальперина получила название теории поэтапного формирования умственных действий.
В то же время он, исследуя разные способы задания ориентировочной основы, пришел к выводу о значении проблемного обучения; он также изучал условия, способствующие автоматизации и интериоризации умственного действия.
На основе теории планомерного формирования решаются задачи школьного обучения, а также обучения в системе высшего, профессионального, специального образования, в системе спортивной, военной подготовки и др. Метод формирующего эксперимента применительно к задачам обучения и воспитания углубленно разрабатывается также Давыдовым и др. психологами.