Степени готовности самолетов к боевому вылету.
В процессе боевых действий экипажи .самолетов до вылета на выполнение боевой задачи находятся в различной степени готовности к боевому полету. Устанавливаются три степени боевой готовности к боевому полету.
Готовность №1 предусматривает расположение самолетов вблизи старта. Двигатели опробованы, самолеты дозаправлены, ракеты и бомбы подвешены, пушки заряжены. Летчики находятся в кабинах, технический состав у самолетов. Боевая задача поставлена. Расчет командного пункта находится на рабочих местах, аппаратура готова к работе. В ВТА и вертолетных частях боевая техника погружена, десант в самолетах (вертолетах). Непрерывное пребывание в готовности номер один устанавливается соответствующими инструкциями.
Готовность №2. Самолеты находятся на стоянках, замаскированы, но готовы к немедленному вылету. Личный состав располагается вблизи самолетов. Расчет командного пункта готов к немедленному включению аппаратуры. В ВТА и вертолетных частях десант находится в исходном положении для посадки.
Готовность №3. Самолеты (вертолеты) подготовлены к боевому вылету, рассредоточены, замаскированы. Ракеты и бомбы готовы к подвеске под самолет и находятся вблизи самолетов. Летный и технический составы находятся на занятиях, работах или отдыхают в местах, установленных командиром, и готовы немедленно следовать к самолетам. Часть технического состава дежурит у самолетов в готовности немедленно начать подвеску бомб и ракет и к запуску двигателей. В зависимости от поставленной боевой задачи в одной и той же степени готовности к боевому вылету могут находиться все базирующиеся на одном аэродроме подразделения.
С целью повышения боеготовности на аэродромах и пунктах управления может быть введено боевое дежурство. Оно предусматривает содержание специально выделенных сил и средств в готовности к решению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. При боевом дежурстве самолеты могут находиться на аэродроме или в воздухе. Дежурные силы и средства действуют по командам старших начальников, а в случаях, не терпящих отлагательства, - по решению командиров дежурных подразделений (частей).
Степени готовности и время пребывания в ней в зависимости от типа самолета устанавливает командир. Переход осуществляется по команде. Продолжительность непрерывного пребывания вгот №1 не превышает 1 часа.
Классификация аэродромов.
Аэродромы по своему назначению подразделяются на войсковые, учебные, трассовые и специального назначения. Войсковыми называются аэродромы, на которых базируются авиационные части (подразделения) или которые используются ими при ведении боевых действий. Войсковые аэродромы по характеру использования могут быть действующими, запасными, дозаправки ("подскока") и ложными. Учебные аэродромы предназначены для учебных полетов при подготовке летного состава, тренировке новых формирований и при переучивании на новую авиационную технику. Трассовые аэродромы служат для обеспечения авиационных частей при перелетах, осуществляемых в целях перегруппировки или доставки материальных средств воздушным транспортом. На трассовых аэродромах обеспечивается заправка перелетающих самолетов топливом и их техническое обслуживание, а также питание и отдых летного состава.
Аэродромы специального назначения предназначены для базирования авиационных частей, проводящих испытания ав. техники, а также выполняющих задачи в интересах научно-исследовательских и испытательных учреждений ВВС. По степени оборудованности аэродромы ВВС бывают постоянными и временными (полевыми). Постоянные аэродромы предназначаются для длительного базирования на них авиационных частей. Характеризуются они наличием капитальных сооружений и различного рода стационарного оборудования, предназначенного для обеспечения полетов и технической эксплуатации летательных аппаратов. ВПП, РД и МС имеют, как правило, искусственные покрытия. Для обеспечения привода на аэродром, взлета и посадки самолетов ночью и в условиях плохой видимости днем на аэродромах устанавливаются радиотехнические системы. Штабы и службы размещаются в капитальных зданиях, личный состав - в жилых городках, автотракторная и другая техника - в специальных парках. Временные (полевые) аэродромы предназначены для кратковременного базирования частей (подразделений) преимущественно в ходе боевых действий. Имеют вполне подготовленные летные поля, в большинстве случаев - грунтовые, служебные здания временного характера, оборудование - сборно-разборного и переносного типа. Штаб, личный состав и службы размещаются в землянках на безопасном удалении от ВПП или в ближайших населенных пунктах. Авиационные материальные средства размещаются на складах полевого типа, склады авиационных бомб и емкости с топливом могут располагаться на грунте, авиационная и автотракторная техника на замаскированных стоянках, иногда имеющих обвалованные укрытия и котлованы.
В зависимости от технической характеристики летных полос постоянные и временные (полевые) аэродромы подразделяются на аэродромы первого, второго, третьего классов и посадочные площадки.
Класс |
Дина ВПП, м |
Ширина ВПП, м |
maxнагр, т |
покрытие ВПП |
1 |
> 2500 |
> 80 |
< 17 |
искуственное |
2 |
> 1800 |
> 50 |
< 12 |
искусственное/грунтовое |
3 |
> 1200 |
> 50 |
< 5 |
искусственное/грунтовое |
посадочн площадка |
300-800 |
30-50 |
- |
- |
автом. улучш. дор. |
2500-3000 |
20 |
12-15 |
бетон/асфальт |
Основные элементы военного аэродрома.
Аэродром – участок земли и поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, исп. для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Классификация аэродромов: - по ведомственной принадлежности: гражданской авиации, экспериментальной авиации, гос. авиации(пограничной службы, ментов, военные, таможенной служб, др. гос. служб); -по характеру базирования: совместного базирования, совместного исп..
Осн. эл-ты аэродрома: -летное поле(ВПП, рулежные дорожки, место стоянки л/а, площадки для дежурных подразделений, тех. позиций и прочие площадки для наземного обслуживания авиац. техники, стартовый ком. пункт(СКП)); -служебно-технич. территория(комплекс зданий, сооружений и оборудования , исп. для обеспечения подготовки проведения полетов, управления полетами, тех. обслуживания и ремонта л/а); -казарменный и жилой городки- служат для размещения л/с, штабов и служб, а также учреждений коммунального и бытового обслуживания.